Произведение на тему: Душевные струны жизни земной

27.04.2010

Нетрадиционное объяснение образа Мотри за произведением Ивана Нечуя-Левицкого «Кайдашева семья». Не имею возражений против того, что характеры героев произведения обусловлены социальным положением общества в пореформенном селе, когда общечеловеческие ценности и уважение к традициям начали испытывать изменения. И эти изменения были не к лучшему. Но мне бы хотелось выделить в «Кайдашевой семье» Ивана Нечуя-Левицкого один образ среди других, так как, по моему мнению, этот образ есть более значащим и символическим, что воплощает в себе пренебрежение народными традициями, народной этикой и народной моралью.

Перечитаем внимательно произведение еще раз, но под таким углом зрения: кто является провокатором  всех бытовых конфликтов? Конечно, Мотря. Кто первый сделал шаг на тропе мести во взаимоотношениях свекрови и невестки? Мотря. Кто разжег ссору, которая закончилась тотальным уничтожением горшков? Мотря. Кто затеял передрягу, которая привела к тяжелой травме пожилой женщины (Кайдашихи)? Мотря. Кто детям подавал наиболее плохой пример поведения? Конечно, Мотря! Какое бы событие мы не взяли, связанное с ссорами, в центре его будет Мотря. Поэтому, на мое убеждение, образ Мотри следует рассматривать как образ-символ всего того отрицательного, что принесла в общество реформа. Символизм оказывается еще и в тому, что на протяжении всего произведения Мотря ни разу не демонстрирует какого-то доброго поступка. Временное затишье в отношениях имеет вид положительного поступка со стороны Мотри. Но мы, как читатели, понимаем, что это временно. Муж через некоторое время после бракосочетания старается противодействовать ей, но понимает, что все это напрасно иначинает воспринимать ее как какое-то неизбежно бедствие, которое поселилось рядом и его надо терпеть. Желание отомстить за несправедливость недолгого проживания со свекровью двигает Мотрей всю жизнь. Это превращается в навязчивую идею, ее не останавливает даже то, что дети часто подражают родителям в поступках, словах, взглядах на жизнь. Каким примером может быть Мотря для своих детей? Конечно, это совсем не означает, что они станут копией своей матери, но наследование поступков матери будет приводить к многим конфликтам и недоразумениям с окружением, и им еще долго придется лишаться плохих привычек.

Символическим есть также и то, что под влиянием поступков Мотри даже Мелашка превращается в бранную и злую женщину. И это не совсем так. Я сказал бы иначе: она начинает разговаривать с Мотрей тем языком, который понятен и доступен ей (кроме бранного слова, она другого языка не понимает), так как в других ситуациях Мелашка целиком добропорядочная женщина с впечатлительной душой, и только то, что добавлено реформой в отношения между людьми (образ-символ Мотри) побуждает ее оказывать сопротивление таким образом. Мотря без любых укоров совести переступает общепринятые правила и это шокирует окружающих, приводит к растерянности, а дальше начинается стихийный поиск борьбы с таким бедствием, как небрежение обычаями.

Итак посудим над образом Мотри как образом-символом переходного периода разных общественных формаций. И дай Бог, чтобы это не затронуло наше общество, так как легко перечеркиваются правила, а новые писать – весьма сложно.,

Семантика образа Омелька Кайдаша из повести И. Нечуя-Левицкого «Кайдашева семья»

Образ Омелька Кайдаша обрисован в бытовом реалистическом плане. Шаг за шагом минует в повести печальная жизнь затурканного крестьянина. Его недоли автор сочувствует, хотя и насмехается с его нерассудительных поступков, с его семейной войны. Но этот смех горький, в котором видима тоска. Кайдаш потерял авторитет главы семьи, не может понять, почему это его не слушают дети, выглядит несчастным человеком.

Писатель проявил тонкую наблюдательность, умение находить самые характерные индивидуальные черты в портретной характеристике Кайдаша. «Широкие ворота из хвороста были открыты настежь. Густая тень в воротах, при ясном солнце, казалась черной. Будто нарисованный на черном поле картины, сидел Кайдаш в белой рубашке с широкими рука- вами. Кайдаш строгал ось. Широкие рукава закатались к локтям; из-под рукавов  было видно здоровые загорелые жилистые руки. Широкое лицо было худощавое и бледное, и будто лицо у монаха. На сухом высоком лбу набегали густые морщины. Кудрявые и посеченные волосы торчали на голове, как пух, и блестели сединой».

В описании портрета резко контрастируют черный и белый цвета. Зрительные эпитеты являются живописной демонстрацией контрастных типичных деталей, к которым обращается писатель, изображая портрет Омелька Кайдаша, раскрывают не только  внешние черты героя, а и его характер. Со страниц возникает изможденный тяжелой  работой человек, который претерпел на своем веку много бедствия. Об этом говорят  и «здоровые загорелые жилистые руки»«, и «густые мелкие морщинки» и «худощавое и бледное лицо». В большинстве случаев Кайдаш показан  во время работы.

Кайдаш был набожным мужчиной, но его набожность, как и большинства крестьян того времени, не выходила за пределы обрядности, не затрагивала душу. Он ходил каждое воскресенье и на службу, и на вечерню, приходил в церковь, когда и еще была затворенная, при отсутствии пономаря служил за него, светил свечки перед образами и подавал кадильницу священнику. Автор насмехается над религиозностью Кайдаша, которая не освящает его душу, не делает его лучшим, так как не проникает в самое сердце, он не способен постичь глубинную суть христианской религии, а потому и не становится на путь очищения.

Писатель дает амбивалентную характеристику героя: «Он был добрый тележник, делал господам и крестьянам телеги, бороны плуги и рала и зарабатывал добрые деньги, но никак не мог удержать их в руках. Деньги утекали к кабачку. Барщина положила на Кайдаше  свой напечаток». Из церкви Кайдаш направляется к кабаку и пропивает заработаны деньги.

Во времена крепостничества ему не принадлежало ничего. Все, что он зарабатывал – он зарабатывал для господина. Кайдаш не умеет работать на себя, на своих детей, на свою семью. Не стало господина, он работает на кабатчика, не изменяя своим старым привычкам – искать иллюзорного покоя души в рюмке. Неустанно работает сам   и привлекает к работе своих сынов, он не беспокоится об увеличении родственного добра , земли, благосостояния. Вместе с тем требует уважения к себе, не понимая жалость и унизительность своего обращения в нетрезвом состоянии.

Пьяный Кайдаш не ориентируется в пространстве, не может контролировать свои поступки, отвечать за них, выглядит смешным и жалким. Это же целиком закономерно, что он теряет руководящие «позиции в собственной семье».

Страницы: 1 2

Понравилось сочинение » Произведение на тему: Душевные струны жизни земной, тогда жми кнопку

  • Рубрика: Рекомендованные сочинения по зарубежной литературе 9 класс

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Произведение на тему: Душевные струны жизни земной.

    
    Наверх