Путями П. Тычины

5.07.2011

Павло Тычина принадлежит к самобытным, сложным и необычным поэтам украинской литературы XX века. В эпоху новых социальных преобразований молодой Тычина рисует бурные события того времени с помощью символически-планетарных образов (сборник «Плуг»). Плуг олицетворяет могучую силу революционных преобразований. Этот плуг перепахивает землю, готовя ее к новым посевам на обновленной земле. Тычина очень верил в свободу, в революцию, в свой народ. Само понятие народа приобретает у него четкую социальную определенность и вполне реальное жизненное наполнение – это красные партизаны, которые отправляются с «майдана возле церкви» на свой правый бой, это боец-революционер, умирающий в чистом поле, гордо помня, что «рубили врагов и по всем фронтам», это молодой рабочий (или работница), идущие с работы «манифестацию встречать» («Рондели»). Однако со временем у поэта появляются стихи другого философского содержания и звучания. Вот именно эти стихи нам и предстоит рассмотреть, чтобы мы сумели раскрыть тему «Романтический идеал национального освобождения и свободы в ранней лирике Павла Тычины». Какие же это стихи? «Эй, ударьте по струнам, кобзари», «Кто же это так с тебя смеяться смел?», «К кому говорит?», «Ой что в Софийском заиграли колокола…», «Скорбящая мать», «Золотой шум», «Памяти тридцати» и другие. Оказывается, их не так уж и мало у Тычины, хотя считалось, что он весь был «наполнен» советскими лозунгами.

Раннее творчество Тычины – это обращение к библейским мотивам в таких произведениях, как «Скорбящая мать», «Золотой шум». Но именно через эти образы он хочет передать идеалы свободы. Например, в произведении «Скорбящая мать» главный персонаж – Мария. Она идет по полю и видит, что делается на Украине, то есть библейские образы перенесены на украинскую землю. Надо заметить, что стихотворение написано в 1918 году, уже после революции. Что же увидела Мария такое страшное, что даже умерла? Во-первых, «чей труп во ржи чернеет». И вывод страшен: «Не быть никогда рая В этом кровавом крае». Но Тычина так любит родную страну, потому и дает маленькую «подсказочку»: что, возможно, еще не все потеряно: – «этой стране умереть? – Где же родился другой, – Какую любил до смерти?».

Однако это стихотворение еще не дает ответа на этот вопрос. Развитие темы посмотрим в «Золотом шуме». В этом произведении вам надо найти три момента: во-первых, Украину и ее сердце – Киев – благословляет Бог и даже сходит на землю Андрей Первозванный. Природа и все вокруг этому радуется: «Над Киевом – золотой гул, И голуби, и солнце!…». И дальше – «… Украину бесславия благословлял крестом, Лаской Божьей в сердце раненный Андрей Первозванный».

Во-вторых, в поэме появляется образ черной птицы. Он закрывает небо, не дает снова расцвести Украине. Украина была разорена, изуродована, люди перестали быть похожими на людей, и даже от этого зрелища «предки с ужасом отвернулись». П. Тычина поднимает проблему национального возрождения украинского народа: довольно уже жить под властью «черных птиц». Украина должна быть суверенным государством: «Вырастешь! – Сказали тополя. Брызнет песнями! – Сказали цветы. Разольемся! – Сказал Днепр. Тополи, цветы и Днепр».

В своем произведении вам надо подчеркнуть, что украинский народ почувствовал свою самостоятельность и решил больше не молчать, а подняться на борьбу за национальное освобождение. Объединяет людей романтический символ – «неугасимый огонь прекрасный, вечный Дух». Народ идет к своей свободе: «Приветствуй же нас ты с солнцем, голубями, Я сильный народ! – С солнцем, голубями. Приветствуй нас родными песнями! Я – молодой! Молодой!».

Идея освобождения украинского народа от рабства звучит и в стихотворении «Ой что в Софийском заиграли колокола…». Это стихотворение, как и «Золотой шум», было написано в 1917 году. В нем чувствуется радость от того, что идет революция. Тычина видит – опять, как в «Золотом шуме» – Украину независимым, суверенным государством. Это обязательно следует подчеркнуть в своем произведении: «не будет больше господина в свободной Украине». Замечаю, что речь пока идет о настоящих господах, о самодержавии. В этом стихотворении природа радуется вместе с людьми, которые идут «с крестами, с хоругвями», проводят «службу Божью» и льются не с «Интернационалом» на устах, а с «Заветом» и «Славой». Народ идет защищать свою свободу: «Эй, вместе, вместе станем На врага мы, братья… Кто предаст неньку Украину – Проклятье тем, проклятие».

Получение свободы окрашено символикой веры в Господа и родную культуру. Для того, чтобы подбодрить народ, нужно было обращение к кобзарям. Ведь кобзари, если вы помните, всегда вдохновляли людей на подвиги. А подвиг в этом положении упадка был очень нужен: «Земля захотела жить снова – шумят мощно реки. Благословите вы честную кровь, Хвала борцам навеки! Хвала борцам, что на заре Легли в холодные ямы. Эй, ударьте по струнам, кобзари, Вдохновите сердца песнями!». Чувствуете романтическое настроение П. Тычины, настроение, которое зовет к национальному самоосвобождению, к свободе Украины. Автор очень любил свой народ и плакал вместе с ним, когда видел, как умирают лучшие. В стихотворении «Памяти тридцати» тридцать молодых сыновей отечества погибли за счастье Украины, за ее светлое будущее. И поэтому Тычина говорит, что «по кровавой по дороге нам идти в мир», что не все будет замечательно на пути к свободе – будут и жертвы. Но об этих жертвах будет помнить украинский народ, недаром хоронят их на Аскольдовой могиле. «На Аскольдовой могиле! Похоронили их – Тридцать мучеников украинских. Славных, молодых…».

В стихотворении «Кто же это так с тебя смеяться смел?» П. Тычина гневно осуждает кровавую грабительскую гражданскую войну. Автор разоблачает лживость обещаний новой власти построить для трудового люда «светлое коммунистическое» будущее: «Сказали люди: хватит нас обманывать. Будем еще на свободе в цепях гнить: Ждали мы героя, а встал свинопас, – Кто же так яростно бросил на растерзание нас?». В рассмотренных стихотворениях прослеживается романтический идеал национального освобождения и свободы, ибо действия героев народа сопровождаются всюду то «шумом», то песнями кобзарей, то лечением природы, т. е. романтическими образами.

Понравилось сочинение » Путями П. Тычины, тогда жми кнопку

  • Рубрика: Примеры сочинений по зарубежной литературе 7 класс

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Путями П. Тычины.

    
    Наверх