Размышления о судьбе народной в творчестве Н. А. Некрасова

30.06.2011





Глубокая любовь к почве звучит в произведениях

Некрасова, и поэт сам искренно сознает эту любовь…

Одинаково любит он эту почву и тогда,

когда говорит о ней с искренним лиризмом,

и тогда, когда рисует мрачные или грустные

картины.

А Григорьев



Некрасов смотрел на мир глазами народа. В стихотворении «Родина» он не может найти ничего положительного в крестьянской жизни из-за «глухого и вечного гула подавленных страданий»:



И с отвращением кругом кидая взор,

С отрадой вижу я, что срублен темный бор —

В томящий летний зной защита и прохлада.



Поэт понимает, что народ сам не может выбрать правильный путь борьбы за счастье и справедливость. В своих произведениях он хочет указать на все тяготы, несправедливость быта, жизни, направить развитие мысли народной в верное русло. И для того чтобы донести до народа свои мысли, Некрасов обращается к лирической форме. В стихотворении «В дороге» он опирается на собственную основу, немыслимую для поэтического произведения, показывает характерную крестьянскую речь: «слышь ты»; «зна-мо-де»; «девка»… Некрасов рисует всю убогость, серость и душевную неразвитость русского крестьянина. Он настолько привык жить в рабстве, постоянном угнетении, что даже не помышляет о возможности другой жизни. Идея этого стихотворения: всевластие, произвол дворянства, как в добре, так и в зле. Но трагедия народа не только в этом непонимании.

В стихотворении «Забытая деревня» поэт говорит о том механизме, который работает и без помещика. Этот механизм заложен системой деспотизма, и поэтому у крестьян складывается ложное восприятие жизни. В менталитете русского народа закреплено понятие преданной веры в кого-нибудь. Русский крестьянин должен на кого-то опираться, должен во что-то и в кого-то верить, и поэтому жизнь от рождения до смерти, проведенная в рабском, изнуряющем труде, порождает веру в неизбежность жестокой системы, убивающей в человеке личность.

Но в то же время у Некрасова есть и оптимистические стихотворения, например, «Школьник», в котором автор создает образ отца, готового отдать последний грош на образование сына, чтобы тот стал настоящим, свободным человеком:



Там уж поприще широко:

Знай работай да не трусь…

Вот за что тебя глубоко

Я люблю, родная Русь!



Не бездонна та природа,

Не погиб еще тот край,

Что выводит из народа

Столько славных, то и знай, —



Сколько добрых, благородных,

Сильных, любящих душой,

Посреди тупых, холодных

И напыщенных собой!



В стихотворении «Размышления у парадного подъезда» Некрасов сопоставляет два мира: мир богатых, праздных и мир трудящихся, где царит «скорбь народная». Поэт показывает презрение вельмож к народу: «Гони! Наш не любит оборванной черни!» Чувства народа гораздо сложнее. Они никак не могут переступить через свою веру в доброго царя и доброго хозяина. Они послушно уходят, даже не осмеливаясь судить этого барина.

С сатирой и в другом стиле описывает Некрасов безмятежную старость вельможи. И как заклятие пишет строки:



И со славой умрешь!



Совсем иначе звучит последняя часть стихотворения, где рассказывается о народе. Эта часть написана как народная песня, которая передает стон, страдания:



Волга! Волга!.. Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля.



На мой взгляд, самые сложные размышления поэта о народной жизни изложены в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Автор понимает, что это риторический вопрос, но очень хочет указать путь к счастью для всех людей. Русский крестьянин — главный герой этой поэмы. В ней множество крестьянских портретов — групповых и индивидуальных. Самый типичный портрет русского крестьянина — это Яким Нагой:



Грудь впалая, как вдавленный

Живот, у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле,

И сам на землю-матушку

Похож он: шея бурая,

Как пласт, сохой отрезанный,

Кирпичное лицо,

Рука — кора древесная,

А волосы — песок.



Поэт, смотревший на мир глазами народа, находит яркие сравнения, выразительно передает облик крестьянина. Сами названия деревень, в которых живут крестьяне: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, — характеризуют условия жизни в них.

В поисках счастья семь мужиков встречаются со многими людьми, и этим Некрасов показывает, что во всей России царят бедствие и страдание. Века крепостной жизни не прошли бесследно для крестьян. Некрасов с горечью отмечает, что многие из них, сломленные тяжелой жизнью, становятся слепыми исполнителями барской воли. Наряду с ними Некрасов показывает немногих протестующих крестьян.

В эпилоге в образе Гриши Добросклонова Некрасов показывает, что молодежь мыслит по-новому. Гриша встал на путь сопротивления, он верит в лучшее. Автор не сомневается, что у русского народа огромный потенциал. Он видит, что сознание крестьян, хотя и медленно, но меняется. Этой поэмой Некрасов хотел сказать, что русский народ созрел для осознания необходимости другой жизни, что можно и нужно стремиться к счастью.

Не может сын глядеть спокойно

 На горе матери родной,

 Не будет гражданин достойный

 К отчизне холоден душой…

 Н. А. Некрасов

 В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова читаем: «Родина — отечество, родная страна, место рождения…» Можно согласиться с этим определением. Но более глубинный и духовный смысл этому слову дает Некрасов в стихотворениях «Родина», «Тишина», «Рыцарь на час», «Поэт и гражданин». Вот известные строки из стихотворения «На Волге»:

 Но вдруг я стоны услыхал,

  И взор мой на берег упал.

 Почти пригнувшись головой

  К ногам, обвитым бечевой,

 Обутым в лапти, вдоль реки -

 Ползли гурьбою бурлаки…

 Красавица-Волга становится для Некрасова «рекою рабства и тоски», символом бедствий народных и великой скорби:

 Волга! Волга!..

 Весной многоводной

  Ты не так заливаешь поля,

  Как великою скорбью народной

 Переполнилась наша земля…

 Родина для Некрасова — не только родная земля, русская природа, но. и страдающий русский народ. С раннего детства поэт возненавидел крепостные порядки, царившие в имении отца-деспота. Он видел страдания матери, тяжелый труд крестьянских детей, слышал стоны бурлаков на Волге.

 Стихотворение «Родина» — начало той поэзии, в которой зазвучали помыслы и чувства самого народа. Произведение во многом автобиографично. Воспоминания о матери, няне, родном доме омрачены чувством давящей несвободы:

 Но помню я: здесь что-то всех давило,

 Здесь в малом и большом тоскливо сердце ныло.

 Лирическое начало сочетается в стихотворении с активным неприятием отцов-тиранов, «разврата грязного и мелкого тиранства». Поэт-гражданин не уходит и от суровых самооценок:

 … Научился я терпеть и ненавидеть,

  Но, ненависть в душе постыдно притая,

  Где иногда бывал помещиком и я…

 Основные черты поэтического стиля Некрасова получили дальнейшее развитие в произведениях 50—70-х годов, в поэме «Кому на Руси жить хорошо»:

 Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и забитая.

 Ты и всесильная, Матушка-Русь!

 В этой двойственности восприятия Родины заключены истоки некрасовской любви-ненависти. Поэт страстно желает освобождения народа, призывает встать в ряды борцов за народное счастье, к пробуждению гражданского самосознания:

 Поэтом можешь ты не быть.

 Но гражданином быть обязан.

Страницы: 1 2

Понравилось сочинение » Размышления о судьбе народной в творчестве Н. А. Некрасова, тогда жми кнопку

  • Рубрика: Школьные сочинения по русской литературе

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Размышления о судьбе народной в творчестве Н. А. Некрасова.

    
    Наверх