Развитие речи младших школьников

23.04.2011

Русская речь – большая и сложная область методики русского языка. Сложная потому, что касается такого явления, как речь человека, и потому, что отнюдь не прямолинейно соотносится с каким-либо одним лингвистическим курсом, а также со школьными предметами – русским языком литературой, которые прежде всего служат задачами развитию речи учащихся, которая имеет длительную и богатую историю. Древнее латинское изречение гласит: «История есть наставница жизни».

Это означает, что прошлое в жизни человеческого общества тесно связано с его настоящим и будущим. Поэтому нельзя ни в каких сферах жизни людей забывать то положительное, что достигнуто человечеством в предшествующей эпохе своего развития. Это имеет отношение к любой отрасли знаний, в том числе и к педагогике – науке об обучении и воспитании подрастающих поколений, а, стало быть, и к методике преподавания русского языка. По вопросам развития речи имеется богатая методическая литература. Это и страстные выступления в защиту живого слова, его значения в жизни человека и аргументация необходимости развивать у детей дар слова, рекомендации чисто практического характера, исследования, посвященные изучению особенностей детской речи. Не было ни одного заметного в истории методики педагога, который остался бы равнодушным к вопросам развития речи.

Возникновение методики преподавания связывают с именем Ф. И.Буслаева (1818-1897 гг) . Деятельность его в области школьного преподавания была очень плодотворной и оказала большое влияние на русскую школу. В 1844 г вышла его книга «О преподавании отечественного языка». Это был первый обобщающий труд по методике русского языка. Буслаевым были составлены первые научно и методически обоснованные программы по русскому языку. Успешное обучение языку, по мнению Ф. И. Буслаева, состоит в усвоении учащимися правильного и свободного употребления языковых средств в разговоре и на письме, которое достигается при изучении «живого языка народа», а не только его грамматики. Ученик должен практическим путем узнавать «все формы речи», которые «должны являться ему не сами по себе, а постоянно в органической связи с мыслью, им выраженной:

1. Приведи дитяти все явления языка… выражение непосредственных

выражений помощью изустного выражения непосредственных

представлений, помощью разговора и чтения… На способность говорить

обращаем мы в ученике строгое внимание, именно на способность

выражаться легко, благозвучно, ясно, определенно, с толком и со

смыслом…

2. Формы речи, коими ученик умеет уже пользоваться. Доводя до его

сознания разбором, следовательно, путем анализа… Ученик должен

сначала приобрести умение в отечественном языке и потому уже

возвыситься до сознания о его формах и законах…

3. С разбором соединяй синтез, совокупление отдельного в практических

упражнениях… В начале подражание, потом знание; теперь опять

упражнение…» [4, с. 84-87]

Для учащихся, пишет Буслаев, чрезвычайно важно научиться грамотно и

Толково выражать свои мысли в процессе говорения, что характерно и для

Развития его умственных способностей, и для формирования характера в целом.

Академик пропагандирует важнейший, сохранивший свое непреходящее значение

Для любого периода развития русского языка принцип единства формы и

Содержания при рассмотрении языковых явлений:

4. «Соединяй внешнее с внутренним, форму с содержанием…» [4, с. 87]

В соответствии с этими «правилами для методы преподавания» Буслаев в

Основу программы русского языка в приготовительном классе кладет «изучение

Языка исключительно практическое, прежде чем начнется грамматика», а в

Конце программы за каждый «класс общего курса» помещает перечень

Практических упражнений, так как «при каждом вопросе, где только окажется

Возможным, следует обращать внимание на правильное употребление языка в

Разговоре и на письме»:

«а) упражнения собственно грамматические.

1. Разбор примеров, данных учителем.

2. Приискивание примеров самим учеником в книге.

3. Составление учениками собственных примеров…

б) Упражнения с целью умственно-нравственного развития,

Заблаговременного знакомства с другими предметами словесности и

Заготовления материалов для собственных сочинений.

1. Чтение.

2. Разбор: грамматический и вещественный (материальный), разбор

внутренней связи между частями сочинений, разбор общей мысли или

смысла сочинения. Разбор с целью нравственного развития, разбор

относительно изящных средств выражения и относительно выражения

прозаичного и стихотворного.

3. Учение наизусть.

4. Изустные и письменные рассказы.

5. Переводы.

6. Подражания.

5. Собственные сочинения». [5, с. 16-29]

О практической направленности изучения русского языка говорится и в

Других школьных программах 19 столетия.

А. Михайлов отмечает, что «преподавание отечественного языка слагается

Из двух частей или сторон: теоретической и практической. И если цель

Теоретического обучения – помочь детям овладеть богатством идей и

Представлений, которые «народ осознал в себе и запечатлел звуками живого

Слова», то цель обучения практического состоит в том, чтобы дать учащимся

«логическое, формальное образование духа», – писал А. Михайлов.

Все эти цели достигаются на основе живого, цельного преподавания при

Главенстве практики: «практика должна сливаться с теорией и предшествовать

Ей»; «разумное преподавание должно исходить из практического начала и

Выводить в сознании детей правила из примеров, общее из частного,

Отмеченное из конкретного»; «теоретическое преподавание грамматических

Правил и форм должно опираться на чтение писателей, из него исходить и к

Нему возвращаться» [3, с. 30-31].

Не оставил без внимания вопросы преподавания руского языка и

И. И.Срезневский (1812-1890гг), выдвинувший в своих трудах «Мысли об

Истории русского языка», «Замечания о первоначальном курсе русского языка»,

«Замечания об изучении русского языка и словесности в средних учебных

Заведениях», и др. ряд положений практического характера, которые должны

Быть реализованы в процессе преподавания русского языка в средних учебных

Заведениях. Это прежде всего воспитание у школьника «умения вникать в смысл

Слушиваемого и читаемого и толково передавать» это в устной и письменной

Форме; «умения выражать свои знания и мысли на письме правильно, отчетливо,

Последовательно, на сколько это достижимо в возрасте первой юности» ( т. е.

В соответствии с возрастными особенностями).

Большой вклад в методику русского языка внёс К. Д. Ушинский.

Его статья «О первоначальном преподавании русского языка» как бы

Продолжает мысли Ф. И.Буслаева. Ушинский считает русский язык главным,

Центральным предметом в обучении, а первой задачей «учение детей

Отечественному языку» ставит «развитие дара слова». [57, с. 251]

Гений отечественной научной методики настаивает на укреплении и

Развитии этого дара путём постоянных тренировок и выдвигает ряд требований

К упражнениям, которые, по его мнению, должны быть:

а) «самостоятельными усилиями учащихся выразить изустно или письменно

Свою самостоятельную мысль». Ушинский считает неприемлемым помощь учащемуся

Школьнику в понимании прочитанного, пересказ своими словами («развитая

Форма языка и мысли» искажается) и «сочинение на темы» («письменная

Болтовня заученными фразами – сшивка чужих фраз»). [57, с. 251]

б) систематическими «Всякое новое упражнение должно находится в связи с

Страницы: 1 2 3

Понравилось сочинение » Развитие речи младших школьников, тогда жми кнопку

  • Рубрика: Русский язык. Методика изучения

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Развитие речи младших школьников.

    
    Наверх