Семья как субъект педагогического воздействия и социокультурная среда воспитания личности

17.06.2011

Семья является начальной структурной единицей общества, в которой закладываются основы воспитания личности. Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении каждого ее члена. Она формирует у человека представления о добре и зле, о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести.

Современная семья – это основанная на браке или родстве малая социальная группа. В зависимости от структуры родственных связей выделяют различные типы семей. Наиболее распространенной является простая семья, представляющая собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей состоят в браке, то образуется расширенная (или сложная) семья. Она включает в себя три поколения и более, живущих вместе и связанных общим хозяйством. В зависимости от наличия в семье супругов, образующих ядро семьи, различают полные и неполные семьи. В состав полной семьи входят оба супруга, а в неполной семье один из супругов отсутствует. Однако любой тип семьи предполагает совместную жизнедеятельность ее членов.

В совместной жизнедеятельности членов семьи реализуются следующие функции:

Репродуктивная — рождение детей;

Хозяйственно-экономическая — ведение общего хозяйства и бюджета, распределение обязанностей, забота о нетрудоспособных и их материальное обеспечение;

Нравственно-психологического обеспечения — создание благоприятного нравственно-психологического климата в семье, морально-психологическая поддержка каждого члена семьи;

Коммуникативная — организация внутрисемейного общения, а также взаимодействие с другими людьми и семьями;

Рекреативная — организация досуга, обеспечение условий для восстановления сил и здоровья членов семьи;

Воспитательная — создание условий для формирования личности каждого члена семьи и прежде всего ребенка (детей).

Характер семейного воспитания изменяется в различные периоды жизни человека. Так, если в дошкольном возрасте семья играет исключительно важную роль в реализации материальных, духовных, познавательных потребностей ребенка, а в младшем школьном возрасте семья доминирует в удовлетворении материальных, коммуникативных и эмоциональных потребностей, то на этапах отрочества и юности влияние семьи, несколько ослабевая в целом, сохраняет для подростка большое значение в части развития его самопознания, личностного, социального и профессионального самоопределения.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

К общим особенностям семейного воспитания относятся:

1. Непрерывность, устойчивость и систематичность формирующих факторов семейного воздействия.

2. Воспитание в семье основывается на чувствах родства, любви, доверия, взаимной ответственности.

3. Общение и взаимодействие в семье людей разного возраста, имеющих разную область интересов и деятельности, способствуют духовному обогащению каждого члена семьи, передаче и усвоению опыта.

4. Взаимная направленность формирующих воздействий, т. е. влияние оказывают не только старшие члены семьи на младших, но и наоборот (дети зачастую побуждают взрослых к самосовершенствованию, изменению своего образа жизни, поведения, привычек).

5. Создание благоприятных возможностей для учета индивидуальных особенностей, потребностей и интересов каждого члена семьи.

6. Преимущественно эмоциональный характер семейных отношений, семейного влияния.

Семейное воспитание имеет ряд общих задач и принципов.

Важнейшими принципами семейного воспитания являются:

- гуманность и милосердие;

- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

- открытость и доверительность в отношениях с детьми;

- последовательность и реалистичность в требованиях;

- оказание посильной помощи детям, готовность отвечать на их вопросы.

К основным задачам семейного воспитания относятся:

1. Создание максимально благоприятных условий для роста и развития ребенка;

2. Обеспечение социально-экономической и психологической защиты ребенка;

3. Передача опыта создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

4. Приобретение детьми полезных прикладных навыков и умений, направленных на самообслуживание и помощь близким;

5. Воспитание у детей чувства собственного достоинства, ценности собственного “Я”.

Семейное воспитание охватывает все направления воспитательной работы: умственное (интеллектуальное) воспитание, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. При этом очень важно, чтобы семейное воспитание не противопоставлялось школьному воспитанию, а дополняло его.

Семейному воспитанию присущи свои методы, а точнее, приоритетное использование некоторых из методов и средств воспитания. Это личный пример, обсуждение, доверие, сопереживание и др. Объективное влияние семьи на формирование личности ребенка реализуются в общении и совместной деятельности членов семьи и во многом зависит от таких факторов, как бытовые условия (материальные, жилищные и др.), нравственно-психологический климат и стиль взаимоотношений взрослых и детей в семье. Целенаправленное педагогическое воздействие семьи на личность определяется также, во-первых, воспитательной активностью родителей и других старших членов семьи и, во-вторых, педагогической культурой взрослых (их умением анализировать, планировать, организовывать воспитательную деятельность).

Выдающийся представитель русской педагогики конца XIX — начала XX в. П. Ф. Лесгафт, который считается одним из крупнейших теоретиков семейного воспитания, сформулировал условия, при которых каждый ребенок может стать “идеально нормальной личностью”. К этим условиям от относил прежде всего атмосферу любви и взаимного уважения в семье. Человек, лишенный подобной атмосферы, не способен уважать своих близких, сограждан, любить Родину, делать добро.

Важным условием Лесгафт считал наличие в семье высоконравственного воспитателя, который учит ребенка размышлять, быть правдивым, стремиться к тому, чтобы слово не расходилось с делом. Лучше всего эту роль выполняет мать-женщина, которая пользуется уважением в семье.

Необходимым условием семейного воспитания считается регулярный радостный общественно полезный труд в присутствии ребенка. Наблюдая за работой взрослых, ребенок начинает имитировать эту работу в игре, а затем и сам включается в процесс труда сначала как помощник, а затем как самостоятельный исполнитель.

Важно обеспечить гармоническое развитие всех способностей ребенка. Слушание сказок и музыки должно сменяться физическими упражнениями, подвижными играми, работой в саду.

Непременным условием семейного воспитания П. Ф. Лесгафт считал принцип постепенности и последовательности. На практике это означает, что ребенку должны поручаться только те дела, которые в данное время для него посильны, иначе он потеряет интерес к занятиям и появится лень.

Воспитательный потенциал семьи в значительной мере определяется ее типом. Существуют различные классификации семей не только по составу, но и по типу взаимоотношений в них. Так, Ю. П. Азаров делит семьи на три типа: идеальные, средние и негативные (или скандально-раздражительные).

М. И. Буянов различает такие типы семей, как гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная. Выделяют также семьи благополучные, псевдоблагополучные и неблагополучные, в которых имеются явные дефекты воспитания.

Однако наиболее четкую классификацию семей в зависимости от их воспитательного потенциала предложил Г. М. Миньковский, который выделял по этому признаку 10 типов семей:

Воспитательно-сильные;

Воспитательно-устойчивые;

Воспитательно-неустойчивые;

Страницы: 1 2

Понравилось сочинение » Семья как субъект педагогического воздействия и социокультурная среда воспитания личности, тогда жми кнопку

  • Рубрика: Сочинения на английском языке

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Семья как субъект педагогического воздействия и социокультурная среда воспитания личности.

    
    Наверх