Сочинение-доклад “Стихотворения в прозе” Тургенева

14.01.2011

Наряду с произведениями, посвященным отвлеченно-этическим проблемам, появились «Стихотворения в прозе». Они создавались в течение четырех лет (с 1878 по 1882 год), были написаны, как утверждал писатель, для самого себя и для небольшого кружка людей, сочувствующих такого рода вещам. «Стихотворения в прозе» состоят из двух разделов «Старческие» и «Новые стихотворения в прозе». Первый раздел (51 стихотворение) был напечатан в журнале «Вестник Европы» № 12 за 1882 год. «Новые стихотворения в прозе» при жизни Тургенева не печатались. Тургенев создал целую книгу стихотворений в прозе, выразительно обозначив их характерные черты. Лиризм, воссоздающий душевный строй, настроение автора.

В большинстве случаев – прямая автобиографичность и рассказ от первого лица. Повышенная выразительность голоса, передающая то радость, то грусть, то восторг, то смятение. Дневниковость, носящая исповедальный характер. По содержанию цикл «Стихотворений в прозе» весьма разнообразен. Значительная часть «стихотворений» затрагивает общественно-политические проблемы, посвящена размышлениям писателя о русском народе, о родине, о счастье и красоте, о гуманности человеческих отношений. При решении их глубоко интимный контакт с читателем, чуткость и человечность, какой бы вопрос не решался – сугубо личный, общественный или планетврный. Стихотворение в прозе дает возможность сгустить, сплющить огромные временные и пространственные величины до величины одной фразы.

Острейшая наблюдательность позволяет обыкновенную бытовую деталь превращать в символы. Ритм стихотворений в прозе каждый раз нов, разнообразен, подчинен авторской интонации. Каждая фраза, строка, абзац целая вещь выдержана в определенном музыкальном ключе. Мелодичность эта подчас доходит у Тургенева до сладкогласия, упоительного бельканто, как называют в Италии красивое, плавное пение. Каждое стихотворение в прозе, как камешек определенной расцветки, кладется художником на свое место, и если отойти на расстояние и издали взглянуть на целое, то собранные вместе камешки кажутся мозаикой, создающие цельную картину. Одним из лучших политических стихотворений в прозе по праву считается «Порог». Напечатан «Порог» впервые в сентябре 1883 года. Написано оно под впечатлением процесса Веры Засулич, честной и самоотверженной русской девушки, которая стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова. Она стоит на пороге новой жизни. Писатель создает благородный образ женщины- революционерки, готовой идти на любые страдания и лишения во имя счастья и свободы народа.

И она переступает через этот символический порог « и тяжелая занавеса упала за нею. –  Дура! – проскрежетал кто-то сзади. Святая! – пронеслось откуда-то в ответ». С какой контрастностью передано отношение к одному и тому же факту, явлению, событию со стороны двух совершенно разных людей! Здесь не только два прямо противоположных друг другу высказывания. Здесь два взгляда на мир, на жизнь, на людей. В вопросе о том, как человеку прожить свою жизнь столкнулись обыватель и романтик ( Гражданин с большой буквы, человек чести и высокого общественного сознания). Героине, решившей принести в жертву свою жизнь, обыватель говорит «Дура!», романтик – «Святая!». За этими короткими словами две философии. Обыватель рассуждает, казалось бы, трезво: на свете каждый живет только один раз, а посему – живи себе в свое удовольствие, ешь, пей, веселись; он рассуждает так, не задумываясь над тем , что блага, которые он берет, нет, не берет – хватает, достались ему ценой жертв, принесенных сильными и отважными людьми.

Романтик называет героиню святой. Романтик – человек, видящий в жизни не только малые дела и малые цели, но и большие дела и большие цели, готовый совершить прекрасное и героическое во имя общего блага.  «Порог» заставляет каждого читателя задумываться над своей жизнью, осмыслить и, если нужно, переосмыслить ее. Это стихотворение в прозе говорит каждому из нас, особенно в юные молодые годы: приглянись к судьбам людей и направь свою жизнь к высокой цели, достойной человека! Откликнулся Тургенев и на русско-турецкую войну 1877-1878 годов. В эти годы, как и в эпоху создания романа «Накануне», он много размышляет о вновь возникшем восточном вопросе, об освободительном движении славнских народов. Писатель симпатизирует восставшим болгарам и призывает русский народ помочь им. Он осуждает кровавую бойню, втянувшую в «разверстую пасть смерти» тысячи людей

 Осуждая бессмысленность кровопролития и безумство военачальников, Тургенев с горячим сочувствием говорит о жертвах войны. Одной из таких жертв была Юлия Петровна Вревская – вдова генерала И.А. Вревского, убитого на Кавказе в 1858 году. В 1874 году она гостила у Тургенева в Спасском-Лутовине – с 21 по 26 июня. Сохранилось сорок восемь писем Тургенева к Вревской. Уже весной 1874 года Тургенев пишет ей о своем чувстве к ней, – «несколько странном, но искреннем и хорошем». Он почти влюблен в нее. В 1877 году он пишет ей еще одно откровение: «С тех пор, как я встретил вас, я полюбил вас дружески и в тоже время имел неотступное желание обладать вами». Для Вревской Тургенев стал одним из самых близких друзей. Может быть, он ей нравился больше, чем друг. Но о замужестве она не помышляла. Она мечтала о каком-нибудь подвиге во имя человечества; были у нее мечты ехать в Индию, очевидно – помогать бедным. Война началась. Вревская сообщила Тургеневу, что едет сестрой милосердия в Болгарию. «Желаю от всей души, чтобы взятый на вас подвиг не оказался непосильным», – отвечал писатель. В 1878 году Вревская умерла от тифа в болгарском госпитале.

Стихотворение «Памяти Ю.П. Вревской» было, по выражению Тургенева, цветком, который он возложил на ее могилу.

“Стихотворения проникнуты пессимистическими настроениями ,но это не так. Своим мрачным ,тёмным, “пасмурным” стихотворениям (“Старик”)Тургенев противопоставляет светлые ,радужные  стихотворения,   проникнутые   оптимистическими настроениями(“Лазурное царство”) .Обычно они всё о той же любви, красоте, её силе .В этих стихотворениях чувствуется ,что автор всё же верит в силу прекрасного ..в счастливую жизнь ..которой у него ,к сожалению, не было.(“Воробей”)  Да, этот цикл- это противопоставление , противопоставление жизни и смерти ,молодости и старости, добра и зла, прошлого и настоящего .Эти мотивы “вступают в борьбу” между собой Тургенев часто сталкивает их ,переплетает всё противоречивое в конце концов автор стремится слить воедино(“Двойник”)  Вообще всё развитие мысли , “развёртывание повествования” очень напоминает развитие тем в музыкальных произведениях Шопена, Моцарта и др. “Стихотворения в прозе”- это своеобразные сонаты , но только не в музыке, а в литературе .

Ведь жизнь человека так прекрасна и так мала, так мгновенна в сравнении с жизнью природы. Это противоречие, конфликт между человеческой жизнью и жизнью природы остаётся для Тургенева неразрешимым. «Не дайте проскользнуть жизни между пальцев»..Вот основная философская мысль и наставление писателя ,выраженное во многих «Стихотворениях». Вот почему часто лирический герой Тургенева вспоминает свою жизнь, анализирует её, часто из его уст можно услышать фразу: «О жизнь, жизнь, куда ушла ты так бесследно? Ты ли меня обманула, я ли не умел воспользоваться твоими дарами?» Тургенев раз за разом говорит нам о том ,что жизнь лишь мгновение ,её надо прожить так ,чтобы в конце не оглядываться с ужасом, не выводить: «Догорай, бесполезная жизнь..». Нередко, для того чтобы показать всю мимолётность её, Тургенев сопоставляет настоящее и прошлое. Ведь именно в такие моменты , вспоминая своё прошлое, человек начинает ценить свою жизнь(«Двойник»)  

Страницы: 1 2

Понравилось сочинение » Сочинение-доклад “Стихотворения в прозе” Тургенева , тогда жми кнопку

  • Рубрика: Творческие сочинения по русской литературе для 9 класса

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Сочинение-доклад “Стихотворения в прозе” Тургенева.

    
    Наверх