Сочинение на тему: Анализ сборника Гоголя «Арабески». Петербургские повести

4.01.2010

Арабески — скульптурный или живописный орнамент в виде пересекающихся линий, геометрических фигур, растений арабского и других стилей. У Гоголя слово используется в переносном смысле — соединение статей и материалов различного содержания и стиля. В том же 1835 г., когда был издан «Миргород», вышел еще один сборник Гоголя — «Арабески». В нем были опубликованы статьи  на различные темы — об истории,  педагогике,  архитектуре. В состав сборника Гоголь включил и три повести: «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего». Спустя несколько лет Гоголь написал еще две повести — «Нос» и «Шинель», которые образовали единый цикл, вошедший в историю литературы под -названием петербургские  повести.

Критическое направление проявилось у Гоголя уже в таких его произведениях, как «Иван Федорович Шпонька и его тетушка», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Ники-форовичем». Теперь, в петербургских повестях, сатирический пафос творчества Гоголя проявляется еще более остро. На первый план выдвинулась проблема социальных противоречий, особенно ощутимых в условиях столичного Петербурга с его резкими контрастами, лихорадочной погоней за чинами и богатством, гибелью «маленьких людей». В петербургских повестях много фантастики, но функция ее уже иная по сравнению с «Вечерами…». Там она часто включалась в народное сознание, была одним из средств воссоздания поэтического мира/ Здесь же фантастика — злая сила, олицетворение искаженных человеческих отношений, неразумной жизни, построенной на нарушении нормальной, естественной логики. В данном случае фантастические мотивы и образы не противоречат реалистическому подходу к изображению действительности, а, напротив, способствуют раскрытию, обнажению самой сути ее. Впоследствии этот же принцип будет блестяще использован в творчестве прямого наследника Гоголя — великого русского сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Во всех повестях действие происходит в Петербурге. Город у Гоголя — не просто некое место действия, на фоне которого происходят те или иные события, а активная сила, определяющая судьбы его героев. Это отчетливо видно уже в первой же повести, с которой начинается петербургский цикл— «Невский проспект». Параллельная история двух молодых людей — художника Пискарева и поручика Пирогова — давала возможность Гоголю глубоко раскрыть тему нравственных и эстетических противоречий столичного города, где прекрасное — лишь обман, где пошлый и ничтожный Пирогов наслаждается жизнью, а благородный мечтатель Пискарев гибнет. Идеальный мир, созданный воображением художника, не выдерживает столкновения с грубой и реальной действительностью. Напротив, поручика Пирогова ничто не может вывести из душевного равновесия и пошлого довольства собой даже тогда, когда в результате неудачного любовного похождения он был высечен. «Пискарев и Пирогов — какой контраст!..— писал Белинский.— О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст! Пискарев и Пирогов, один в могиле, другой доволен и счастлив, даже после неудачного волокитства и ужасных побоев!.. Да, господа, скучно на этом свете!..».

Не случайно повесть открывается панорамным описанием Невского проспекта. Это своеобразное введение ко всему циклу. Представление о цельной и гармоничной человеческой личности невозможно в мире, где существуют только чины, прически, костюмы, шляпки — все, что угодно, но не человек. Здесь писатель блестяще использовал прием синекдохи (выявление целого через его часть): «Один показывает щегольской сюртук с лучшим бобром, другой — греческий прекрасный нос, третий несет превосходные бакенбарды, четвертая — пару хорошеньких глазок и удивительную шляпку».

Нос, который может приобрести самостоятельность, представляя или даже заменяя человека,— тема повести Гоголя, которая так и называется: «Нос». Это история о том, как у коллежского асессора Ковалева (впрочем, он любил себя называть майором ‘) сбежал нос. Мало того, оказалось, что сбежавший нос ездит по городу в коляске и одет в мундир статского советника. И ничего не может сделать Ковалев с собственным носом, ибо чин у носа оказывается значительно выше! Повторяется тот же прием, построенный на синекдохе, с которым мы уже встречались в «Невском проспекте»; только здесь часть уже не просто заменяет целое, но становится даже значительней целого. Чин становится важнее человека. Ситуация с пропавшим (а потом и найденным) носом, конечно, фантастична. Внешнее правдоподобие явно нарушено. Но тем острее проявляется фантастичность, ненормальность всей тогдашней действительности, при которой возможна продажа живых людей (крепостных крестьян), возможна торговля мертвыми душами… Кроме того, необычность происшествия позволила Гоголю ярче, колоритнее раскрыть ничтожество и пошлость майора Ковалева (родного брата по духу поручика Пирогова), его нравственное убожество, всю призрачность тогдашней внешне добропорядочной и внешне устойчивой жизни.

Еще в «Невском проспекте» Гоголь затронул проблему искусства, показав трагическое столкновение высокой мечты художника с жестокой реальностью. Эта тема стала центральной в повести «Портрет». Традиционный конфликт был раскрыт Гоголем с позиций писателя-реалиста. Романтики, охотно писавшие на темы искусства, возвышали обычно художника над жизнью, делая его выразителем «небесного» вдохновения, далекого от мирской суеты. Гоголь же показывает прямую зависимость своего героя — Чарткова — от среды, где успех и деньги ценятся гораздо выше таланта и подлинного искусства. Чартков становится жертвой этого общества. Правда, во второй части повести причину нравственного падения художника Гоголь видит уже не в конкретных общественных отношениях, а в дьявольских, потусторонних, сверхъестественных силах, которые вмешиваются в жизнь Чарткова. В 1842 г.

По существовавшему в России табелю о рангах все чиновники и офицеры были разделены на 14 разрядов. Гражданский чин «коллежского асессора» соответствовал в военной службе майору. Чин этот давал право на потомственное дворянство, получить его было нелегко, поэтому чиновники, дослужившиеся до предыдущего чина — титулярного советника, так всю жизнь в нем и пребывали. Для получения желаемого чина Ковалев поехал служить на Кавказ, что Гоголь специально подчеркивает, называя его «кавказским коллежским асессором». Гоголь переработал повесть (возможно, под влиянием резкой критики Белинского), значительно ослабив в ней фантастический элемент. Однако и во второй редакции идейно-эстетические противоречия повествования все же не были преодолены до конца. «А мысль повести,— писал Белинский в 1842 г.,— была бы прекрасна, если б поэт понял ее в современном духе: в Чарткове он хотел изобразить даровитого художника, погубившего свой талант, а следовательно, и самого себя, жадностью к деньгам и обаянием мелкой известности. И выполнение этой мысли должно было быть просто, без фантастических затей, на почве ежедневной действительности…» . Демонические мотивы никак не сочетались с реалистической направленностью «Портрета». Успех сопутствовал Гоголю там, где он использовал формы не романтической, а реалистической фантастики, как это уже было им сделано в повести «Нос» и проявилось в «Записках сумасшедшего».

Страницы: 1 2

Понравилось сочинение » Сочинение на тему: Анализ сборника Гоголя «Арабески». Петербургские повести, тогда жми кнопку

  • Рубрика: Творческие сочинения по русской литературе для 8 класса
  • Сочинение нашли по слову:

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Сочинение на тему: Анализ сборника Гоголя «Арабески». Петербургские повести.

    
    Наверх