Сочинение по роману Н.А. Островского «Как закалялась сталь»

8.12.2010

Странно, что великолепное, хоть и несколько наивное произведение Островского в последнее время все реже упоминается в школьных программах Вот так всегда: или восторгаемся по приказу вышестоящих, да еще и не тем, чем надо, или отрицаем огульно. Книги надо рассматривать безотносительно к современному политическому климату. Ведь достоинство “Овода” вовсе не в одобрении или отрицании проблем, имевшихся на Апеннинском полуострове накануне итальянской буржуазной революции 1848—1849 годов.

А книга “Целина”, если поставить на обложке имя настоящего автора, вовсе не слабая публицистика, отражающая конкретные события конкретного времени.

Биографический роман Николая Островского — произведение страстное и честное. Вот эпизод, когда Павка Корчагин близок к самоубийству и проводит ревизию своей жизни: “Перед глазами пробежала вся его жизнь, с детства и до последних дней. Хорошо ли, плохо ли он прожил свои 24 года?

Он перебрал в памяти год за годом и пришел к выводу, что, несмотря на ошибки, сделанные по молодости и дури, а больше всего — по незнанию, он не проспал горячих дней, нашел свое место в железной схватке за власть, и на багряном знамени революции есть и его несколько капель крови”.

Рассуждая дальше, Павел вспоминает эпизод боев под Варшавой. Тогда они наскоро перевязывали раненых и оставляли их, а сами мчались дальше: “Эскадрон не останавливает свой бег из-за потери бойца”. И хотя он видел безногих пулеметчиков на тачанках, это все же было исключением.

“Для чего жить, у6гр,а он уже потерял самое дорогое — способность бороться? Чем оправдать свою жизнь сейчас и в безотрадном завтра? Чем заполнить ее? Просто есть, пить и дышать?..”

Действительно, “кто осудит бойца, не желающего агонизировать”? Добровольная смерть обреченных больных в чем-то гуманнее, чем предсмертные мучения.

Когда-то школьники учили наизусть абзац о том, что “жизнь дается человеку один раз”. Сейчас кое-кто употребляет слова Островского в ироническом смысле А зря’ Ведь это действительно так, это действительно высокая цель — “прожить жизнь так, чтобы не жег позор стыда за подлое и мелкое существование”.

В романе есть еще один пронзительный эпизод: Корчагин встречается с Ритой Устинович, которая могла бы стать его женой, не сочти она его погибшим. Он спрашивает девушку: “Не потому ли жаль, Рита, что я никогда не стал бы для тебя больше чем товарищем? — Нет, Павел, мог стать и больше — Это можно исправить? — Немного поздно, товарищ Овод”. Ирония судьбы: “схоронив” друга, Рита вышла замуж, у нее дочка И Павел смотрит на нее с нежностью и говорит: “Все же у меня остается несравненно больше, чем я только что потерял”.

Действительно, жизнь Корчагина, как и жизнь Островского, — сплошной подвиг И тогда, когда воевал за дело, которое считал правым, и когда строил узкоколейку, чтобы спасти город от гибели, и потом, когда слелой, парализованный человек станет писателем

“Дуло презрительно глянуло ему в глаза. Павел положил револьвер на колени и злобно выругался. Все это бумажный героизм, братишка1 Шлепнуть себя каждый дурак сумеет. Это самый трусливый и легкий выход из положения. А ты попробовал эту жизнь победить?… Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай ее полезной”.

Корчагин во многом подражал своему любимому герою — Оводу. Это придавало ему мужества, учило умению терпеть Но если бы у него не было цели, если бы он не считал, что жизнь — это прежде всего борьба, то не помог бы и пример Овода Островский был уверен, что, умирая, он должен сказать: “Вся жизнь и все силы отданы самому дорогому на свете — борьбе за освобождение человечества” И это спасло его от самоубийства, когда в минуту он пережил сознанием больше, чем за целые годы, и тогда, когда были потеряны первые главы единственного экземпляра рукописи, и тогда, когда “в безграничной ярости на жизнь, отнявшую у него глаза, ломал карандаш, а на прикушенных губах выступали капли крови”…

“Как закалялась сталь” — роман, с удивительной точностью отразивший свою эпоху, свой исторический момент: революцию, гражданскую войну, энтузиазм социалистического строительства. Корчагин — один из ярчайших представителей своего поколения. Он и эпоха — одно, они создают друг друга.

Предшественником Корчагина можно назвать его тезку — Павла Власова. Во времени их разделяют десять лет, но в истории они объединены тем, что являются детьми революционной эпохи, воплощением революционной народной страсти, бунтарской стихии масс, воплощением революционной борьбы вообще. Оба они как исторический тип возникают в тот момент, когда вечные поиски правильной “идеи” соединяются с реальным движением масс. Таким образом, корни появления Павла Корчагина следует искать и в народном гневе, и в свойственных прошлому веку исканиях главной идеи.

Как же складывается характер Корчагина? Его детство проходит под знакбм’ “отшвыривания”.

В это время характер Павки уже построен на желании, ощущении всеобщей конечной справедливости, которой нет. К этому надо добавить и желание достичь целостности. У Павки, по сути, нет корней, нет нормального быта, его жизнь – постоянное кочевье. В жизни нет цели, которая объединила бы его всего. Переломными для Павки становятся слова Жухрая: “Как ты, братишка, насчет большевистской партии и коммунистической идеи рассматриваешь?” Важнейшее слово — идея — найдено. Павка мог бы тогда ответить словами Маяковского: “Принимать или не принимать, такого вопроса не было. Моя революция. Пошел и работал. Все, что приходилось”. В момент, когда найдена идея, объединяющая всю сущность Павки воедино, формирование героя завершается.

В судьбе Корчагина воплощается не путь капли в потоке, а сам поток, сама буря. Павлу присуща серьезность, чувство осмысленности каждого шага.

В нем соединяются характерность и ее философский смысл. Чрезвычайно цельно герой решает все вопросы поколения. Если для старших коммунистов существует вопрос о цели и средствах (в сцене угона паровоза Артемом и старшим Брузжаком возникает необходимость убить солдата, и Артем говорит: “У меня это не выйдет. Рука как-то не поднимается”), то Сережа Брузжак, не думая, идет убивать, чтобы приблизить день, когда на земле вообще убийств не будет. Автор не зря ставит Корчагина в любовную ситуацию. Секрет корчагинского отношения к любви — в фразе, сказанной Тоне Тумановой: “У тебя нашлась смелость полюбить рабочего, а полюбить идею не можешь”. Узнав о невозможности продолжения отношений с Ритой Устинович, он говорит правдиво, без жеста: “Все же у меня осталось несравненно больше, чем я только что потерял”. Корчагин не может любить в ущерб идее, не может жертвовать идеей.

Павел отдается любви к Тае Кюцам, найдя в ней товарища и опору, только тогда, когда идее ничто не уфожает.

Поколение Павла Корчагина тем не менее нельзя назвать аскетическим. Они ощущают полноту жизни, их подвиги нельзя назвать жертвенными: они чувствуют свое место в жизни, а отсюда — их уверенность в себе и убежденность, что они делают великое дело.

Страницы: 1 2

Понравилось сочинение » Сочинение по роману Н.А. Островского «Как закалялась сталь», тогда жми кнопку

  • Рубрика: Школьные сочинения по русской литературе для 7 класса

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Сочинение по роману Н.А. Островского «Как закалялась сталь».

    
    Наверх