Товары

Сочинение: Сила и новаторский характер пьесы Горького «На дне»

14.01.2010

Новая пьеса Горького — «На дне» была поставлена на сцене Московского Художественного театра в один год с первой пьесой (1902). Спектакли «На дне» с участием Станиславского в роли Сатина, Качалова в роли Барона и Москвина в роли Луки имели огромный успех и явились крупнейшим событием в театральной жизни того времени. Вслед за Художественным театром пьеса была поставлена во многих театрах России и Западной Европы.

В 1903 году Иван Франко издал пьесу на украинском языке в переводе одного из сотрудников его журнала В. Темницкого. Тогда же Франко советует В. Щурату перевести пьесу на польский язык. Вскоре она была поставлена на украинской и польской сценах. В частности, в 904 году пьеса шла в театре «Русько беади» в Западной Украине. Постановки пьесы «На дне», как и «Мещане», повсеместно вызывали большой общественный резонанс.

В чем же сила и новаторский характер пьесы? Сама тема общественного «дна» не была новой в русской литературе, в том числе и в драматургии. В 70-е годы А. Писемский написал пьесу об обитателях ночлежки — «Птенцы последнего слета». Эта тема разрабатывалась и Горьким в его рассказах. Новаторство пьесы «На дне» заключалось не в теме, а в новом её решении. Как и в рассказах 90-х годов, Горький, изображая страшный мир нищеты и страданий людей «дна», выступает обличителем буржуазно-собственнического мира, представленного в пьесе в лице зловещей фигуры лицемерно-елейного содержателя ночлежки Костылева, готового выжать прибыль даже из мертвого. Жестокой хищницей показана и его жена Василиса. И так же, как и в прежних произведениях о босяках, мир костылевых обличает сама судьба обитателей «дна».

Однако в пьесе заметна и новая позиция автора по отношению к босякам, стремление глубже заглянуть в их судьбы, в их социальную психологию. Герои пьесы пытаются постигнуть причины и смысл своей судьбы, спорят о человеке, о правде, о счастье, вызывая мысль о преодолении того мира, который получил символическое выражение в ночлежке Костылева. На вопрос об истинной правде жизни различные персонажи пьесы отвечают по-разному. Есть своя точка зрения и у автора, не совпадающая с позицией ни одного персонажа,— она чувствуется в подтексте пьесы.

Ночлежку Костылева населяют люди разных характеров, различного происхождения, но сведенные вместе общей судьбой. По-разному воспринимают они свое положение.

Татарин и смертельно больная Анна смирились, хотя в третьем акте Анна и пытается бунтовать; все, на что способен Барон,— это едкая насмешка над своими же товарищами по несчастью; бунтует вор Васька Пепел, злобствует Настя, утешает людей Лука; философствует, но ничего не делает для осуществления своих идеалов Сатин. Наиболее тяжело переживает плен костылевской ночлежки рабочий Клещ, который не перестает мечтать о том, чтобы вырваться отсюда и жить честным трудом.

Основной спор, который ведется в пьесе,— это спор между Лукой и Сатиным. Что же собой представляет «правда» старого странника Луки, которого либеральное литературоведение склонно было считать положительным героем пьесы? Прежде всего, Лука — релятивист2, для него истин столько, сколько людей на свете. Такая позиция, во-первых, означает абсолютное равнодушие к людям и, во-вторых, снимает вопрос о воздействии на чувства и разум, хотя, опять же, Лука, противореча самому себе, пытается или утвердить людей в определенном взгляде на жизнь, если он соответствует его, Луки, взглядам, или изменить отношение к жизни — опять же в угоду его, Луки, представлениям.

У Луки нет веры в человека, для него все люди жалкие, эгоистичные, нуждаются только в утешении. Он и играет роль утешителя. Обитателям ночлежки он рассказывает о праведной земле, о бесплатной лечебнице для алкоголиков, о необыкновенной любви, о райской жизни на том свете и т. п. Однако ложь Луки никому не помогла, а многим и повредила. Сильнейшим аргументом против проповеди Луки является судьба Актера, на какой-то миг поверившего сказке Луки о лечебнице для алкоголиков. Очень скоро Актер понял, чего стоят проповеди Луки, не случайно он цитирует стихи Беранже:

  • Господа! Если к правде святой
  • Мир дорогу найти не умеет,
  • Честь безумцу, который навеет
  • Человечеству сон золотой!

Эти стихи, в которых у Беранже идет речь о социалистах-утопистах, в устах Актера звучат как иронический гимн иллюзиям. Сам он иллюзиями жить не желает и кончает жизнь самоубийством. Таков результат проверки жизнью проповедей Луки, пытавшегося отвлечь людей от реальных противоречий действительности. Образ Луки был полемически направлен против учения Толстого о непротивлении. Сам Горький, по воспоминаниям его секретаря А. Тихонова, говорил, что Лука — пародия на Каратаева.

Утешающей лжи Луки Горький противопоставляет свои взгляды на правду и на Человека, которые вкладывает в уста Сатина — несомненно, умного, не утратившего даже некоторого благородства. Объясняя своим собратьям по ночлежке, что старик врал из жалости к ним, Сатин говорит об уважении к людям, которое может быть доказано не сладенькой ложью, а правдой — какой бы горькой она ни была: «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» Для Сатина человек — начало всех начал: «Все — в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!»

Сатин выступает и против проповеди терпения и прощения: «У меня из головы вон не идет… этот старик!.. Не обижай человека! А если меня однажды обидели и — на всю жизнь сразу! Как быть? Простить? Ничего. Никому…» Однако монолог Сатина не дает основания считать этот персонаж положительным героем пьесы. Романтическая мечта Сатина противоречит характеру его существования, образу жизни. Сатин по сути тоже скептик, индивидуалист, у него нетрудовая психология, его протест против паразитов выливается в призыв к ничегонеделанию. Слесарь Клещ тоскует по работе, мечтает купить слесарный инструмент, а Сатин советует ему: «…ничего не делай! Просто — обременяй землю!..»

Над Сатиным, как и над другими подобными ему горьковскими героями, имеют власть иллюзии свободы — хотя бы на дне жизни. Однако пьеса показывает, что такая свобода означает каземат ночлежки. Не случайно пьеса «На дне» начинается и кончается тюремной песней — «Солнце всходит и заходит», не случайно персонажи часто говорят то об уголовном кодексе, то об арестантском халате, от которого никто из них не застрахован, и Васька Пепел действительно попадает в Сибирь на каторгу. Какие бы иллюзии насчет своей свободы ни строили обитатели ночлежки, их ждет здесь все тот же вездесущий хозяин, и нет у них никакой свободы, кроме свободы от обязанностей перед обществом, а это противоречит идеалу того человека, о котором говорит Сатин.

Таким образом, в пьесе обнаруживается бессилие сатиных, сломленных жизнью и непригодных к борьбе за изменение социального строя. Если в ранних рассказах Горький большое внимание уделял раскрытию некоторых положительных черт босяков, то теперь на первый план выдвигается бесперспективность их пути, несостоятельность их психологии, вред их проповедей — то ли утешающей лжи, то ли ничегонеделания.

Страницы: 1 2

Понравилось сочинение » Сочинение: Сила и новаторский характер пьесы Горького «На дне», тогда жми кнопку

  • Рубрика: Творческие сочинения по русской литературе для 9 класса
  • Сочинение нашли по слову:

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Сочинение: Сила и новаторский характер пьесы Горького «На дне».

    
    Наверх