Стихотворения для детей Франтишка Грубина

3.04.2010

Переживает расцвет и чешская поэзия для детей; к сожалению, на русский язык переведено не так много стихов. Российские дети могут познакомиться со стихами одного из крупнейших современных чешских поэтов — Франтишка Грубина в сборнике «Веселые часы». Ф. Грубин пишет для читателя младшего школьного возраста и для дошкольников. Интерес к поэзии для детей проявился у него в годы войны. Тема детства часто проходит и в его произведениях для взрослых, особенно в связи со страданиями ребенка во время войны («Хлеб из стали», «Хиросима»).

В стихах, адресованных детям, поэт стремится вызвать в ребенке здоровое, оптимистическое отношение к жизни, привить любовь к родному языку, родному краю, развить фантазию, образность мышления. Его стихи наполнены юмором и той мерой поучительности, которая есть в любой народной песенке или сказке.       

  • Пепик, Пеиик, Ты откуда?
  • Удираю прочь от пруда.
  • Мне вчера
  • Сказал карась,
  • Что вода
  • Смывает грязь.
  • («На пруду». Перевод И. Токмаковой)

Звукопись, ритмические повторы характерны для стихов Грубина. Однако, используя формы народной поэзии, Грубин стремится приблизиться лишь к ритмическому рисунку (считалка, загадка, поговорка), в целом же его поэзия совершенно оригинальна. Он знакомит ребенка с миром современным, с процессами труда, его герои мечтают стать летчиками, трактористами, они пропадают на хоккейной площадке или заняты другими важными для мальчишек делами. Это живые, деятельные натуры, современные мальчики и девочки, их мир полон приключений, в серьезность и «всамделишность» которых они сами искренне верят. Даже в стихотворениях о природе Грубин находит свои особые образы, близкие ребенку. Вот, например, осечен, от голубого неба остался такой маленький кусочек, что хватит только Ганке на платьице, а когда подул ветер и немного разогнал  тучи, то,  пожалуй,  можно  сшить еще  и  юбку  маме.

Характерным примером переосмысления народных сказочных мотивов являются его «Заколдованный лес» (сюжет, близкий к «Бременским музыкантам») и «О большой репе» («О дедке и репке»). В сказках много поэтических описаний природы, юмора, более детально и не так, как в народной сказке, обрисованы характеры (деда, бабки и внучки). Как отмечает чешская критика, Грубин нашел одну специфическую особенность детского видения мира: вещи, слова, представления у детей приобретают не размеры, другие эмоциональные оттенки, чем у взрослых. У них фантазия разыгрывается даже от одного слова и все превращается в приключение… Целое у Грубина не распадается на изолированные образы, и, с другой стороны, он не связывает утилитарной логикой творческие возможности во имя педагогической цели.

Творчество Грубина для детей проникнуто огромной любовью к детям и сознанием ответственности писателя за молодое поколение. Поэт стремится воспитать будущего гражданина свободной республики, развить у детей мышление и воображение, эстетический вкус, юмор. Он видит красоту жизни во всем — В радости труда, в добрых человеческих отношениях и в поэзии, которую должны понимать его читатели.

 

Понравилось сочинение » Стихотворения для детей Франтишка Грубина, тогда жми кнопку

  • Рубрика: Школьные сочинения по зарубежной литературе

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Стихотворения для детей Франтишка Грубина.

    
    Наверх