Товары

загрузка...

Стус – черты настоящего патриота

6.02.2010

Василий Стус – поэт лирического слога, у него почти нет сюжетных произведений. Большей частью его стихи – медитации (этот термин уже должен быть известен одиннадцатиклассникам, но следует повторить в случае необходимости, напомнить медитативные поэмы Т. Шевченко, И. Франко, М. Рыльского, Д. Павлычко, И. Драча, Лины Костенко, других поэтов). Характерная для Стуса метафоричность образного мышления является кое в чем непривычной для известной ученикам поэзии и потому  произведения его воспринимаются иногда тяжело.

Отдельно нужно остановиться на вопросе В. Стус и Т. Шевченко. Это обусловлено не только их выдающимся местом в истории украинской литературы, всей культуры, а также в истории национально-освободительной борьбы, утверждении идеи гуманизма. В. Стусу выпала судьба значительно трагичнее, чем Шевченко. А вместе с тем, наверное, нет и поэта, который бы по творческой манере, особенностью конструирования художественных образов, эстетике мировоззрения, мировоспроизведения арсеналу изобразительных средств, стоял ближе к  Шевченко, чем Василий Стус. Каждый из них был сыном своего времени, тех исторических событий, свидетелем и участником которых ему судилось стать, тех литературно-художественных, эстетичных и философских просторов и грунта, на котором рос и развивался талант. Но их соединяет еще одно: при всем отличии поэтического мира каждого из них для обоих удельным, органическим является дух национального, тот генотип, на котором базируется, из которого прорастает творчество и Шевченко, и Стуса. Следует постоянно следить за тем общим и отличным, что есть в творчестве этих художников. Это поможет старшеклассникам глубже осознать и творчество обеих поэтов, и те исторические изменения, которые происходили в литературе, культуре, развитии национального сознания от Шевченко до наших дней.

Кроме общей характеристики творчества поэта, на этом уроке следует рассмотреть стихотворение «Как хорошо то, что смерти не боюсь я». Его определенной мерой можно считать программным для поэта. Произведение это небольшое по размеру, но чрезвычайно густо насыщенное мыслями, в нем будто бы сконцентрировано жизненное кредо поэта, видим языком высеченный на граните его портрет, главные черты характера, подчеркнут трагический, страдающий жизненный путь. Из скупых, сдержанных строк возникает образ мужественного человека, патриота, борца, который верит в свою правоту и ее грядущую победу. Стихотворение воспринимается как своеобразный монолог, как будто бы последнее слово несправедливо осужденного героя, обращенное к неправедным судьям. Со спокойным достоинством, уверенно, без наименьшего намека на раскаяние звучат первые строки произведения. Как хорошо то, что смерти не боюсь я и не спрашиваю, тяжел ли мой крест, что перед вами, судьи, не склоняюсь в предчувствии неизвестных верст… В них нет бравады, герой не боится смерти и страданий, хотя знает, что они ему суждены. Библейский образ тяжелого креста подтверждает справедливость дела, за которое боролся герой, через ассоциацию с образом Иисуса Христа, который сам нес свой тяжелый крест, на котором его распяли на Голгофу. В словах «перед вами, судьи, не клонюсь» слышится перекликание со строками стихотворения И. Франко «На суде» («Судите меня, судьи мои, без милости фальшивой»), лирический герой которого так стойко принимает приговор.

Моральную силу выстоять, не склониться герою дает убежденность в том, что правда – за ним, что он жил так, как надо, как достойный человек:

  • «жил, любил и не набрался скверны, ненависти, проклятия, раскаяния». Жизнь была наполнена добром, любовью, действиями ради Украины, ее народа. Всяческая «скверна» (что-нибудь мерзкое, порочное; то, что вызывает отвращение, по «Словарю украинского языка»: слово старославянского, библейского происхождения) его не зацепила. Зло,  ненависть, проклятия, раскаяния после содеянного зла были ему чужды.

Это подчеркивается и точным эпитетом – не злое лицо поэта. Ведь против зла, собственно, лирический герой. Его свободно можно отождествлять с самим поэтом – и боролся всю жизнь, за что и попал в неволю. Следует вспомнить слова Шевченко, обращенные к своей судьбе: «Мы просто шли; у нас нет зерна неправды за собой» («Судьба»). В сущности, разными словами, сказанными разными поэтами, но близкими, родными по духу, по борьбе людьми, высказана одна и та же мысль — утверждение справедливости избранного и пройденного пути, вера в то, что жизнь прожита достойно и недаром. В обоих стихотворениях высказывается уверенность, что народ поймет и оценит величественный подвиг поэтов-борцов. Т. Шевченко завершает поэму словами, обращенными к судьбе:

  • Ходим дальше, дальше славы,
  • А слава – заповедь моя.

Слава здесь — народное признание, признательность за прожитые для народа жизни, за написанные для него поэмы. В. Стус, находясь в неволе, тоже верит, что, пусть и после смерти, возвратится к своему народу, через холодные снега и через года неволи поэт обращается к нему:

  • Народ мой, к тебе я еще вернусь,
  • Как в смерти обернусь к жизни
  • своим страждущим и незлым лицом.
  • Как сын, тебе до земли поклонюсь
  • и честно гляну в честные твои глаза
  • и в смерти с родным краем породнюсь.

Лирический герой — сам Стус, знал, что путь ему судился трагический, предчувствовал свою гибель и был готов к ней. Больше того, он сам сознательно выбрал себе трагическую судьбу, умолял Бога, чтобы был я всегда такой, каким меня мать родила и благословила в мир. И хорошо, что не сумела меня от беды уберечь. («Господи, гнева пречистого…») Не случайно образ смерти создает поэтическое кольцо – начинается стихотворение словами о том, что герой не боится смерти. И в концовке тоже, дважды повторяет: к народу возвратится только тогда, когда в смерти обернется к жизни – и тогда в смерти с родным краем породнится. Употребленное дважды слово смерть создает трагедийное звучание поэзии, трагедийное, тем не менее, не пессимистическое. Так как герой имеет право честно взглянуть в честные глаза народа и может породниться с родным краем только в смерти. И его горькое посмертное возвращение на родную землю и в родную землю,  было торжественным и величественным.

Здесь нужно вспомнить картину возвращения В. Стуса в Украину. А ею он жил и грезил, она снилась ему  на чужбине. Так как любовь к Украине – это был главный смысл жизни поэта. «Цельность и всесторонность его патриотизма поражает. За каждым помыслом, за каждым словом – Украина. Оторванность от родной земли и «разлука, которая затвередла на янтарь», только усилила его сыновью связь с ней. Временами она кажется ему как «равнодушная», «ненавистная», даже как «родная чужбина», но все равно это наибольшая его святыня, его духовное спасение»,- писала М. Коцюбинская. Лагерная жизнь, пасмурные северные пейзажи – во всем Василию Стусу виделась Украина. Небольшое пейзажное стихотворение «На колымском морозе калина…» является убедительным тому примером. Вот поэт наблюдает на колымском морозе родной цвет – калину. Но и она на чужой земле зацветает багряными слезами. Не впервые ли цвет калины сравнивается со слезами, да еще и багряными – припаленными огнем цвет красной калины вызывает ассоциацию с кровавыми слезами (багряная кровь – постоянный эпитет в народных песнях и думах). И сразу – как вспышка боли – резкий контраст:


Самые популярные статьи:



Домашнее задание на тему: Стус – черты настоящего патриота.


Наверх