Новые сочинения

  • Товары

    Суть и значение интриги в произведениях И. С. Тургенева

    19.12.2010

    Любовная интрига составляет основу большинства произведений в русской классической литературе. Истории любви героев привлекали многих писателей. Особое значение они имели в творчестве Тургенева. Шесть романов писателя и повесть «Вешние воды» по типу любовной интриги можно разделить на две группы. К первой относятся романы «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Новь», «Отцы и дети»; ко второй — «Дым» и «Вешние воды».

    В романах, относящихся к первой группе, Тургенева интересовали не столько личные отношения героев, сколько их общественные взгляды. Этой теме и подчиняется любовная интрига. Она основана на системе «треугольников», обеспечивающих ситуацию выбора: Рудин — Наталья — Волынцев, Лаврецкий — Лиза — Паншин, Инсаров — Елена — Берсенев, Шубин, Курнатовский, Нежданов — Марианна — Калломийцев (Соломин). В ходе развития любовной интриги проверяется состоятельность или несостоятельность героя, его право на счастье. Центром «треугольника» является женщина (тургеневская девушка). В образах главных героинь представлены три последовательные ступени вовлечения русской женщины 50 — 70-х годов в общественную жизнь: Наталья и Лиза, еще только стремящиеся к общественной деятельности, Елена, уже нашедшая себе полезное дело, но пока что на чужбине, и Марианна, участница русского революционного движения, окончательно определившая цель своей жизни.

    Наталья воспитывалась матерью и немного получила от ее салонных бесед, французских романов и гувернанток. Елена «сперва обожала отца, потом страстно привязалась к матери и охладела к обоим». Марианна же вообще росла не с родителями. Наталья «с первого взгляда могла не понравиться». Тургенев не наделяет ее (как и впоследствии Елену и Марианну) физической красотой. Марианна казалось «почти дурнушкой», Елена и Марианна готовы были «голову сложить» за всех притесненных, бедных и жалких. Знакомство с теми, кто являлись главными героями романов, становилось для девушек окном в незнакомый мир (для Натальи и Елены) или возможностью найти свои идеалы (для Лизы и Марианны). И Рудин, и Лаврецкий, и Инсаров, и Нежданов являлись, по сути, их наставниками.

    Наталья в речах Рудина находила ответы на мучившие ее вопросы. Для нее он был подвижником, за которым девушка готова безоглядно идти на любые жертвы. Наталья еще не стремится к «полезной деятельности», однако ищет достойного, сильного человека, поступки которого не расходились бы с его убеждениями. Разочарование возвращает ее в привычную среду, о чем свидетельствует брак с Волынцевым.

    Юную Калитину с самого детства покоряла самоотверженность отшельников, их готовность пострадать за чужие грехи, Лаврецкий рассуждает о том, что они с Лизой пошли бы к «прекрасной цели» — «пахать землю». Он понял, что «любят и не любят они одно и то же». Невозможность счастья не дает Лизе, в отличие от Натальи, вернуться в свою среду. Она порывает с прошлым, уходя в монастырь.

    «Восторженная республиканка» (так называет Елену отец), сознательно ищет себе опору в жизни, она сравнивает, сопоставляет людей, присматриваясь к Шубину, Берсеневу, и останавливает выбор на Инсарове, так как он вполне отвечает ее представлению о том, каким должен быть муж, товарищ в совместном большом общественном деле. Так же, как и Лиза, Инсаров и Елена не могут избавиться от ощущения непростительности своего счастья. Гибель Инсарова, несмотря на то, что он более цельная и деятельная натура, чем Рудин и Лаврецкий, «уравнивает» положение Елены и двух первых героинь. Она, как и Лиза, не возвращается в свою среду, но ее цель — не монастырь, а борьба, хотя будущее окутано неизвестностью.

    Марианну никто не вел за собою, никто на нее не влиял. Горькие обстоятельства ее семейной жизни, унизительное положение в доме Сипягиных открыли ей глаза на положение всех униженных и обездоленных, и она ухватилась за Нежданова как единомышленника, честного человека, уже принимающего участие в борьбе. Впрочем, еще более говорило в его пользу то, что девушка почувствовала в нем одного из тех несчастных, кому необходимо помочь: «Мы оба одинаково несчастливы; вот что нас связывает». Поэтому сколько бы слабости он ни выказывал, героиня готова была преданно служить ему. И все-таки для деятельности ей требовалась гораздо более стойкая опора, а не тот, кто говорит: «Марианна, я обязан сказать тебе, что я не верю больше в то дело, которое нас соединило». Нежданов признается, что в их сближении личное чувство играло второстепенную роль, соединились же они во имя дела. Марианна, столкнувшись с несостоятельностью своего избранника, связывает судьбу с Соломиным. В отличие от трех других героинь, она нашла выход, позволяющий обрести «новую, осознанно счастливую жизнь».

    Любовная интрига в этом романе наиболее социальна и рациональна. Во время первого признания в любви, замечает автор, «они даже не поцеловались — это было бы пошло и почему-то жутко». Итак, в романах «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне» и «Новь» героини влюбляются скорее в идеи, чем в их носителей.

    Наибольшей функциональности любовная интрига достигает в романе «Отцы и дети», когда испытываются нигилистические идеалы Аркадия и Базарова. В отличие от других романов первой группы, здесь не одна, а две любовные истории. Кроме того, их завязка происходит только в середине романа. История Аркадия — очень типична для дворянской молодежи 60-х годов, временно попавшей под влияние революционно-демократической идеологии. Поверхностное увлечение Кирсанова нигилизмом Тургенев разоблачает в сценах, происходящих в усадьбе Одинцовой.

    Катя заявляет Аркадию, что она его «переделает». Действительно, проходит несколько месяцев и при содействии Кати у Аркадия от нигилизма ничего не остается: «Я уже не тот заносчивый мальчик, каким сюда приехал… До сих пор я не понимал себя, я задавал себя задачи, которые мне не по силам… Глаза мои недавно раскрылись благодаря одному чувству…» Желая показать нежизнеспособность взглядов Базарова, Тургенев во второй части романа «переносит» своего героя в новую обстановку, в новые условия, где ему приходится действовать в полном противоречии со своими убеждениями. Рационалист, отрицающий силу подлинной любви, Базаров охвачен страстью к женщине, чуждой ему и по общественному положению и по характеру, причем охвачен настолько, что начинает сам злиться на себя.

    Идейно-художественный замысел произведений «Дым» и «Вешние воды» определил своеобразие положенных в их основу конфликтов и взаимоотношений героев. Если в предыдущих романах центром «любовного треугольника» являлась женщина, то в этих произведениях — мужчина (Ирина — Литвинов — Татьяна, госпожа Полозова — Санин — Джемма). Главным для писателя становится исследование иррациональной природы чувства. В произведениях не сказано ни слова относительно того, каковы были общественные взгляды Литвинова и Санина и тем более общественная деятельность. Тургенев даже подчеркивает аполитизм героев. Так, в «Вешних водах» он прямо говорит об отсутствии у Санина общественных интересов: «Тревожные чувства, обуревавшие лучшей частью тогдашней молодежи, были ему мало известны».

    Конфликт, на котором строятся эти произведения, — противопоставление слабого духом героя (Литвинова и Санина) и сильной, властной героини (Ирины и г-жи Полозовой). Перед Литвиновым и Саниным стоит проблема выбора: или напряжение, или Таня и Джемма, которые несут своей любовью спокойствие, уверенность, умиротворение.

    Страницы: 1 2

    Понравилось сочинение » Суть и значение интриги в произведениях И. С. Тургенева, тогда жми кнопку

  • Рубрика: Образцы сочинений по русской литературе 10 класс

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Суть и значение интриги в произведениях И. С. Тургенева.

    
    Наверх