Требования к уроку. Методика его анализа

22.07.2011

Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса. Несмотря на малую длительность, урок – сложный и ответственный этап учебного процесса; от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются соц заказом, личными потребностями учащихся, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса.

Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие: использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса; реализация на уроке в оптимальном соотношении дидактических принципов и правил; обеспечение надлежащих условий для продуктивной и познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов и потребностей; установление осознаваемых учащимися межпредметных связей; связь с заранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся; мотивация и активация развития всех сфер личности; логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности; эффективное использование педагогических средств;

Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся; формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности; формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний;тщательная диагностика, прогнозирование и проектирование каждого урока.

Каждый урок направляется на достижение триединой цели: Обучить, воспитать, развить. С учетом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.

К дидактическим требованиям относятся: четкое определение образовательных задач каждого урока, рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей, внедрение новейших технологий познавательной деятельности, рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов, творческий подход к формированию структуры урока и другие.

Воспитательные требования к уроку включают: определения воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей; постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из цели и содержания учебной работы; воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств, усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности и так далее.

К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся: формирование и развитее у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интереса, творческой инициативы и активности; изучение и учет уровня развития и психологических способностей учащихся; проведение учебных занятий на «опережающем» уровне и так далее.

Кроме перечисленных требований к уроку, выделяются и другие: организационные, психологические, управленческие, требования оптимального общения учителя с учащимися, требования сотрудничества, санитарно-гигиенические, этические и так далее.

В ее задачу входит изучение своеобразия психики людей разного возраста, процесса формирования их личности, взаимосвязи их умственного развития и обучения. Возрастная психология разделяется на детскую, подростковую, юношескую психологию, психологию взрослого человека и геронтопсихологию. Важное место в системе перечисленных разделов возрастной психологии занимает детская психология, изучающая факты и закономерности психического развития ребенка. В известной концепции Пиаже психическое развитие рассматривается как результат адаптации, приспособления к окружающим условиям. Пиаже утверждал, что социализация психики ребенка происходит только с восьмилетнего возраста. Советская детская психология исходит из того, что развитие ребенка осуществляется прежде всего в форме усвоения им под руководством взрослых опыта, накопленного предшествующими поколениями людей и зафиксированного в виде орудий труда, языка, науки, культуры, морали. Развитие психики ребенка проходит качественно своеобразные стадии и кризисные состояния, характеризующиеся свойственной им ведущей деятельностью.

Наиболее резкими являются переходы от раннего детства к дошкольному возрасту (кризис трех лет) и от младшего школьного возраста к подростковому (кризис полового созревания). Кризисы есть следствие несоответствия физических и психологических возможностей новым требованиям социальной ситуации при смене ведущих форм активности (игры, учебы, межличностного общения и т. д.).

Изучение возрастных психических особенностей детей играет важную роль в определении программ и методов учебно-воспитательной работы на различных ступенях обучения, позволяет осуществлять индивидуальный подход к ребенку и таким образом достигать максимального педагогического эффекта.

Отрасли психологической науки, имеющие своим предметом психическое развитие аномальных детей, обычно обозначают термином специальная психология. К этим отраслям относятся патопсихология, олигофренопсихология, сурдопсихология и тифлопсихология.

Патопсихология уделяет особое внимание особенностям нарушений психики в связи с теми или иными недостатками в строении и функциях организма. У истоков патопсихологии в России стоял В. М. Бехтерев. Анализ патологических изменений осуществляется на основе сопоставления с нормальным протеканием психических процессов. Полученные в патопсихологии экспериментальные данные используются для дифференциальной диагностики психических расстройств, установления степени выраженности психического дефекта и прогнозирования его динамики, а также для трудовой, военной, судебной экспертизы и т. п. Мозговые патологические изменения лежат в основе особенностей психики и поведения аномальных детей.

Олигофренопсихология изучает психическое развитие умственно отсталых детей. Умственная недостаточность является результатом перенесенного во внутриутробном периоде или раннем детстве мозгового заболевания. Слабость образного мышления, неполноценность процессов анализа и синтеза, абстракции и обобщения приводят к снижению объема приобретаемых знаний и меры их влияния на ход развития умственно отсталых детей.

Сурдопсихология рассматривает психологию формирования личности ребенка в особых условиях восприятия мира – при глухоте. Объем внешних воздействий на глухонемого ребенка чрезвычайно сужен, взаимодействие со средой обеднено, познавательные возможности ограничены. И задача заключается в том, чтобы с помощью сурдопедагогических мер приблизить психическое развитие глухонемого ребенка к развитию слышащего.

Тифлопсихология — это психология развития ребенка в условиях отсутствия зрительного восприятия действительности. У слепых детей возникают диспропорции в формировании предметных и пространственных представлений, происходит нарушение двигательной ориентации в пространстве. В результате специального воспитания и обучения совершенствуются процессы компенсации нарушенных функций организма, развивается анализаторская деятельность, позволяющая по слуху и осязанию тонко различать признаки предметов и ориентироваться в окружающей обстановке.

Сравнительная психология (или зоопсихология) раскрывает особенности и закономерности психики и поведения животных на разных этапах развития органического мира, выявляет биологические предпосылки зарождения человеческого сознания, проводит сопоставление психики животных и психики человека. Поскольку психическая активность животных, в отличие от человека, всегда обусловлена биологическими факторами, при конкретном изучении поведения животных зоопсихология опирается на этологию, которую интересуют врожденные механизмы поведения.

Страницы: 1 2

Понравилось сочинение » Требования к уроку. Методика его анализа, тогда жми кнопку

  • Рубрика: Образцы изложений по русской литературе

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Требования к уроку. Методика его анализа.

    
    Наверх