Товары

Тургенев И. С. – неуклонное следование «правде жизни»

7.01.2010

И. С. Тургенев принадлежит к тем писателям, которые внесли особенно заметный вклад в развитие русской классической литературы второй половины XIX в. Неуклонное следование «правде жизни» помогло ему создать замечательные художественные произведения, сыгравшие значительную роль в формировании общественного самосознания, в эстетическом и нравственном воспитании многих поколений читателей. Еще при жизни писателя его творчество приобрело мировую известность.

Тургенев вошел в литературу 40-х годов сначала как поэт. Белинский особенно выделял его поэмы «Параша» (1843) и «Помещик» (1846), которые были близки по идейно-художественным тенденциям к формировавшейся тогда «натуральной школе». Пародийное снижение образа «романтического героя», сатирическое изображение пустоты и пошлости жизни провинциального дворянства, остроумная критика славянофилов — все это привлекало внимание современников. Однако в историко-литературном плане более значительными были прозаические произведения Тургенева. Его первая повесть «Андрей Колосов» (1844), а также появившиеся вскоре «Три портрета» и «Бретер» (1846) утверждали необходимость простоты и естественности чувств и поведения человека. Молодой писатель критически относится к популярному не так давно образу индивидуалиста-романтика, живущего сознанием своей абсолютной свободы от нравственных норм и обязанностей.

Во второй половине 40-х годов Тургенев большое внимание уделял драматургии. Его пьесы во многом строились на сатирических традициях Гоголя («Безденежье», 1846; «Завтрак у предводителя», 849). Особый интерес представляют социально-психологические пьесы Тургенева, в которых разрабатывается тема «маленького человека» («Нахлебник», 1848). В истории русского театра важную роль сыграла драма «Месяц в деревне» (1850). Психологическая тонкость в развертывании сюжета, внимание к реалистическим деталям, лиризм, раскрытие внутреннего мира персонажей, их сложных душевных переживаний делают Тургенева драматурга предшественником Островского и Чехова.

Поражение демократических сил в начале 60-х годов и наступление реакции больно поразили Тургенева. В его творчестве? усиливаются идеи разочарования в историческом прогрессе, настроения пессимизма и неуверенности даже в необходимости его собственной литературной деятельности (очерк «Довольно» 1865). В обстановке острой политической борьбы 60-х годов либерал? Тургенев не принимал и не одобрял революционной борьбы; однако реакционная политика царского самодержавия также не пользовалась его поддержкой. Такая позиция определила характер двух его последних романов.

Среди   произведений,   написанных   Тургеневым   в   последние годы его жизни, важное место занимают   «Стихотворения в прозе». Они воспринимаются как итог всего творчества писателя. В них находят свое отражение те философские, нравственно эстетические и социально-общественные проблемы, которые всегда волновали  Тургенева.  Горькие  раздумья  о смысле  скоротечной человеческой жизни, о смерти, о минувшей молодости и ушедшей любви, а вместе с тем оптимистическая вера в могущество жизни, красоту вечного искусства, убежденность в нравственном величии простых русских людей, поэтизация подвига девушки-революционерки — все это соединилось в «Стихотворениях в прозе» в единый неразрывный цикл. Своеобразное сочетание реалистических и романтических образов, эмоциональность повествования, краткость и выразительность формы сближают тургеневские « Стихотворения в прозе» с лирической поэзией.

В самые тяжелые минуты своей жизни, когда Тургенев мучился сознанием разлада с обществом, когда он не понимал смысла происходящей борьбы, он не терял веры в духовную мощь своей родины и народа, создавшего великий язык: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,— ты один мне, поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу».

Литературная деятельность Тургенева протекала под глубоким воздействием освободительного движения. В прокламации народовольцев, выпущенной в связи со смертью писателя, говорилось, что Тургенев писал:

  • «Точно и сильно воспроизвести истину, реальную истину жизни есть высочайшее счастье для литератора, даже если истина не совпадает с его собственными симпатиями».

Этому принципу писатель сознательно следовал всю свою творческую линию, и только поэтому он смог создать замечательные произведении, пережившие свое время. Конфликты носят преимущественно мировоззренческий характер. Пространственный охват тургеневских романов не очень широк: обычно это дворянская усадьба. И по времени романы продолжаются несколько недель или, в крайнем случае, месяцев. Однако с помощью отступлений в прошлое и эпилогов Тургенев создает представление о предшествующей жизни своих героев, об условиях формирования их характеров, об их будущем, выходящем уже за пределы сюжетного повествования.

Творческий опыт Тургенева, его художественные открытия содействовали развитию русской и мировой литератур. В крестьянской массе он первый увидел сложные, тонкие и неповторимые личности, красота и гармония которых соответствовали прекрасной природе. Писатель продолжал исследование «лишнего человека» в его сопоставлении с общественно-исторической эпохой. Поиски героя времени связаны у него с подчеркнутым вниманием к женским образам. Тургеневские героини, наделенные чуткостью, бескомпромиссностью и духовной цельностью, как правило, получают право суда над героем, которому не удается воплотить в жизнь свои убеждения. Поэтому и любовь осмысляется в произведениях Тургенева не только как великое счастье, но и как трагедия, что заставляет вспомнить о конфликте  любовной лирике Тютчева.

В истории русской литературы Тургенев связывает   эпоху: Пушкина, Лермонтова и Гоголя с реализмом конца XIX — начала XX в. Тургенев был первым русским писателем, получившим мировую известность при своей жизни. Начиная с «Записок охотника», которые стали подлинным откровением для зарубежных   читателей,   почти   каждое   новое   произведение   Тургенева вызывало самый заинтересованный отклик у выдающихся представителей мирового искусства. В 70-е годы Тургенев сблизился с группой   известных  французских  писателей:  Флобером,  Доде, Золя, Гонкуром. Они составили «кружок пяти», к которому вскоре примкнул   Мопассан,   признававший   себя   учеником   Тургенева. Творчество великого русского писателя получило широкое признание также в других странах мира.

Страницы: 1 2

Понравилось сочинение » Тургенев И. С. – неуклонное следование «правде жизни», тогда жми кнопку

  • Рубрика: Биографии писателей
  • Сочинение нашли по слову:

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Тургенев И. С. – неуклонное следование «правде жизни».

    
    Наверх