“Униженные и оскорбленные” на страницах роман «Преступление и наказание»

14.01.2011

 Роман Достоевского «Преступление и наказание» это «психологический отчет одного преступления»,  преступления,  которое совершил бедный студент Радион Раскольников,  убивший старуху- процентщицу .Однако в романе речь идет о необычном уголовном преступлении . Это,  если так можно выразиться, идеологическое преступление,  а исполнитель его –преступник- мыслитель убийца-философ.  Он убил ростовщицу отнюдь не во имя обогащения и даже не ради того,  чтобы помочь своим близким : матери и сестре. Это преступление явилось следствием трагических обстоятельств окружающей действительности,  результатом долгих и упорных размышлений героя романа о своей судьбе,  о судьбе всех «униженных и оскорбленных» о социальных и нравственных законах,  по которым живет человечество. Жизнь предстают перед героем,  как клубок неразрешенных противоречий .

По всюду он видит картины нищеты,  бесправия,  подавления человеческого достоинства. На каждом шагу ему встречаются отверженные и гонимые люди,  которым некуда деться. Их примером служат Соня Мармеладова,  Катерина Ивановна и многие другие. Да и сам Раскольников оказался не в лучшем положении. Ему тоже,  по существу,  некуда пойти. Живет он впроголодь,  ютится в маленькой каморке,  похожей на шкаф,  откуда его вот-вот вышвырнут на улицу. Под угрозой оказалась судьба матери и сестры. В разговоре Мармеладова с Раскольниковым в кабаке звучит мысль о том,  что в нищем,  а значит и в нем,  никто не подозревает благородства чувств. Между тем Мармеладов способен глубоко чувствовать,  понимать,  страдать не только за себя,  но и за голодных детей,  оправдывать грубое отношение к себе жены,  ценить самоотверженность Катерины Ивановны и Сони.

При всей,  казалось бы,  потере Мармеладовым человеческого облика его невозможно презирать. В словах Мармеладова боль за то, что его,  однажды выгнав из человеческой компании,  уже больше никогда в нее не допустят. Слушая вместе с Раскольниковым исповедь Мармеладова,  некоторые из нас могут подумать: «зачем нам сегодня всё это? Какое нам дело до вечно пьяного чиновника с его витиеватыми речами,  какой-то мазохистской склонностью рассказывать о своих пороках». В наш деловой век мы рассуждаем просто: Мармеладову был дан шанс,  и тот его не использовал.  Его превосходительство Иван Афанасьевич зачислил его на службу и назначил жалованье. Словно в царство божье переселился наш герой: дома ходят на цыпочках,  кофеем перед службой поят,  сколотились и купили приличное обмундирование,  жена стала ходить похорошевшая и по молодевшая.

Казалось бы,  живи да радуйся,  да тянись на службе,  выходи в люди. Так нет,  на другой же день после получения,  жалованье было выкрадено и пропито. «Сам виноват», – сказали бы мы теперь. Осудить другого просто. Русская литература учит нас не судить,  а сострадать. Это гораздо труднее,  так как требует от нас огромного труда души. Русские писатели не просто называют нам бедных,  задавленных жизнью и униженных сильными мира сего людей. Нет,  в бедном человеке,  они видят,  прежде всего,  человека .  Вспомним жизнь Катерины Ивановны. Она больна чахоткой,  о чём говорят красные пятна на её лице, которых так боится Мармеладов.

Из его рассказа о жене мы узнаём, что она из дворянской семьи, воспитывалась в губернском дворянском институте. Выйдя замуж без родительского благословения, оказавшись в отчаянном положении, с тремя детьми на руках, она после смерти мужа вынуждена была выйти замуж за Мармеладова . «Можете судить потому,  до какой степени её бедствия доходили, что она, образованная и воспитанная и фамилии известной, за меня согласилась пойти ! Но пошла ! Плача и рыдая и руки ломая, пошла ! Ибо некуда было пойти . »  Но облегчение не наступила и после замужества : муж выгнан со службы и пьёт, грозит выгнать квартирная хозяйка, бьёт Лебезятников, плачут голодные дети . Не жестокость руководит ею, когда она посылает Соню зарабатывать деньги проституцией, а отчаяние и безысходность. Катерина Ивановна понимает, что Соня принесла себя в жертву близким. Именно поэтому, когда Соня вернулась с деньгами, она весь вечер в ногах у неё на коленях простояла, ноги ей целовала, встать не хотела. »

Мармеладов даёт жене точную характеристику,  говоря, что она « горячая, гордая, непреклонная .» Но человеческая гордость её, как и Мармеладова попирается на каждом шагу, о достоинстве и самолюбии заставляют забыть.  Бессмысленно искать помощи и сочувствия у окружающих, « некуда идти » Катерине Ивановне, везде тупик . Рассказывая о Соне и встретившейся Раскольникову девочке, писатель неслучайно останавливает внимание на их портретах : чистота и беззащитность показанные в портретах Сони и обманутой девочки, не соответствуют образу жизни, который они вынуждены вести, поэтому Раскольникову « странно и дико было смотреть на такое явление ». Достоевский убедительно показывает, что иные отношения, кроме безразличия, любопытства, злорадной насмешки, противоестественны в этом мире .

Люди смотрят друг на друга « враждебно и с недоверчивостью ». Все, кроме Раскольникова, слушают Мармеладова, « фыркая », «улыбаясь », «зевая », а в общем равнодушно .Также равнодушна толпа зрителей,  хлынувших посмотреть на муки умирающего Мармеладова . Во сне Раскольникова, так похожем на явь, лошадь секут «с наслаждением», «хохотом и остротами».  Роман «Преступление и наказание» отразил тревогу Достоевского за будущее человечества. Он показывает, что такой жизнью, которою сейчас живут «униженные и оскорблённые» жить дальше нельзя». Опираясь на реальный материал действительности Достоевский выдвигал и освещал проблемы, имеющие всемирное значение, проблемы борьбы добра и зла в социальной жизни . во внутренней природе человека.,  проблемы любви и сострадания к ближнему .Всё это – вечные темы жизни и искусства.

Понравилось сочинение » “Униженные и оскорбленные” на страницах роман «Преступление и наказание», тогда жми кнопку

  • Рубрика: Образцы сочинений по русской литературе 10 класс

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: “Униженные и оскорбленные” на страницах роман «Преступление и наказание».

    
    Наверх