Успенский Николай Васильевич (1848-1902)

8.01.2010

Уже ранние рассказы Гл. Успенского свидетельствовали о появлении в русской литературе нового таланта. Его литературная деятельность была связана преимущественно с двумя крупнейшими демократическими журналами эпохи — «Современником» и «Отечественными записками», что само по себе свидетельствовало о прогрессивности общественно-политических взглядов писателя.

Первое крупное произведение Гл. Успенского — «Нравы Растеряевой улицы» (866) — было посвящено изображению жизни провинциального города в пореформенное время. В центре внимания автора — городская беднота, ремесленники, мелкие чиновники. Нужда, затхлая провинциальная жизнь, темнота и забитость калечат людей, нередко даже развращают, превращая их в мучителей, шарлатанов или ростовщиков. Таков, например, Пор-фирий Петрович, образ которого создан с большим художественным мастерством.

«Нравы Растеряевой улицы» композиционно построены как портретная галерея, цикл очерков, не всегда объединенных сюжетно, но производящих в совокупности страшное впечатление силой правды и художественной убедительностью. Прекрасное знание жизни и быта городского мещанства помогло молодому писателю создать произведение, написанное в лучших традициях русского критического реализма.

В «Разорении» (1869—1887) отразились попытки писателя найти в мрачном мире «растеряевщины» хотя бы проблески «луча света». Успенскому крайне важно было обнаружить в народной жизни черты, которые свидетельствовали бы, что народ жив, что он не потерял способности подняться на борьбу за свои права. Поэтому такое внимание он уделяет Михаилу Ивановичу. «Просияние ума» Михаила Ивановича, его разоблачающие слова о «прижимке» не пропадают даром. Для молодой девушки Нади речи «отставного рабочего» были настоящим откровением. Под влиянием новых наблюдений, под впечатлением разговоров с Михаилом Ивановичем Надя начинает задумываться над совершенно новыми для нее вопросами. Все чаще и чаще размышляет она о необходимости иметь свой кусок хлеба, свои деньги. Эти мысли — знамение времени. Они были прямо связаны с теми демократическими идеями, которые буквально носились в воздухе. Не только избранные герои, «титанические личности» приходят к выводу о невозможности жить так дальше, но и самые простые, рядовые представители «низов», «толпы» ощущают, быть может, инстинктивно необходимость иной жизни, построенной хотя бы на первых порах на началах личной самостоятельности, личной независимости. Не случайно почти одновременно с «Разорением» в «Отечественных записках» печатались романы Л. Ожигиной и Решетникова, характерные уже одними названиями: «Своим путем» (1869), «Свой хлеб»  (1870).

С 70-х годов начинается второй период творчества Гл. Успенского. В его произведениях теперь преобладает крестьянская тематика, что находится в прямом соответствии с заветными убеждениями народников: человек будущего в России — мужик. Успенский в 70-х — начале 80-х годов создает несколько циклов очерков о деревне: «Из деревенского дневника» (1877—1880), «Крестьянин и крестьянский труд» (1880), «Класть земли» (1882) и др. Идеи этих произведений носят на себе явный отпечаток народнических теорий: утверждение спасительности «власти земли», поэтизация патриархального быта деревни и т. д. Однако величие Успенского как раз и заключается в том, что он не может в угоду теориям (хотя бы и самым прекрасным, с его точки зрения) искажать Жизненную правду. Он впадал в противоречия, ошибался, но он искал и в процессе поисков нередко приходил к таким выводам, которые опровергали его же собственные теоретические воззрения. Так, в частности, происходит в цикле «Из деревенского дневника». Форма дневника здесь не случайна. Писатель пытливо всматривается в жизнь и честно (не замалчивая ничего!) рассказывает читателям о своих наблюдениях. Мы видим, как бьется мысль автора в поисках ответа на самые жизненные, актуальные, запутанные и сложные вопросы. Дневниковые записи помогают следить за тем, как у писателя накапливаются все новые и новые наблюдения, как он приходит к новым и порою совершенно неожиданным для себя заключениям.

Во втором цикле очерков («Крестьянин и крестьянский труд») усиливается поиск положительных решений. Успенский по-прежнему не скрывает мрачных сторон деревенской жизни: усиливается индивидуализм, растет равнодушие, нарушаются человеческие связи, развивается кулачество. Но чем же «держится» деревня? Что дает крестьянину силы выносить непомерные тяготы жизни, что формирует его мораль? По мнению писателя, разгадка — в «поэзии земледельческого труда». Однако Успенский слишком вдумчивый и серьезный исследователь русской жизни, чтобы ограничиться этим утверждением. Он не может не заметить, что земледельческий труд убил в герое очерков Иване Ермолаевиче все другие интересы. Но и это еще не все. Идеальный крестьянин Иван Ермолаевич сам невольно оказывается захваченным новой стихией буржуазного предпринимательства. И снова встает перед Успенским постоянно мучающий его вопрос: что же делать представителю передовой интеллигенции с таким Иваном Ермолаевичем? Предполагалось, что каждый крестьянин в душе стихийный социалист. Но Иван Ермолаевич и слышать не хочет об идеях коллективного труда. Самый горький, трагический вывод, к которому приходит писатель,— «не суйся».

В крестьянском мире деньги становятся сильнее вековых устоев. Они разрушают традиционные нормы нравственности; ни о какой «поэзии земледельческого труда» в условиях буржуазных отношений речи быть уже не может. Об этом написан один из лучших очерков Успенского —«Книжка чеков» (1876). В этом небольшом по объему произведении представлена вся история деревни Распоясово от крепостных времен до эпохи капиталистической эксплуатации. Попытки темных, забитых и беспомощных крестьян бороться с барином, за которым стояла вся государственная машина царского самодержавия, закономерно заканчиваются неудачей. И как венец несчастий появляется Иван Кузьмич Мясников, капиталистический хищник той же складки, что и Осип Дерунов из «Благонамеренных речей» Салтыкова-Щедрина или Федор Шкурин из поэмы Некрасова «Современники». Успенский был взволнован не только экономическим закабалением распоясовцев. Его не в меньшей степени потрясает нравственная сторона тех новых порядков, которые уже существуют в русской жизни, а не только грозят ей в каком-то отдаленном будущем, как о том нередко писали народнические публицисты. «Человек-полтина — вот суть теории, принесенной… в распоясовскую среду».

О тех бедах, которые несет человечеству капитализм, Успенский писал и в произведениях последнего периода («Живые цифры», 1888). Но чуть раньше у него появляется очерк «Выпрямила» 1(884—1885). Великое произведение — статуя Венеры Милосской, увиденная героем Успенского — сельским учителем Тяпушкиным,— выпрямляет своей гармонией исковерканную истерзанную душу современного человека. И в самом облике бессмертной богини для Успенского сливаются черты русской крестьянки и интеллигентной девушки, идущей на революционный подвиг. В очерке «Выпрямила» сконцентрированы важнейшие эстетические идеи писателя-демократа.

Страницы: 1 2

Понравилось сочинение » Успенский Николай Васильевич (1848-1902), тогда жми кнопку

  • Рубрика: Биографии писателей
  • Сочинение нашли по слову:

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Успенский Николай Васильевич (1848-1902).

    
    Наверх