Василий Симоненко (1935-1963)

6.02.2010

Программа, составленная научными работниками кафедры Истории украинской литературы Киевского государственного университета, предусматривает ознакомление выпускников школы с жизненным и творческим путем поэта и текстуальную обработку стихов «Монархи», «Где сейчас вы, палачи моего народа?», «Засматриваюсь в твои глаза», «Дума о счастье» и «Дед умер».

Творчество В. Симоненко по своему значению в украинской литературе, в частности в определении того направления, которой она пошла с начала шестидесятых годов, явление уникальное. И она, бесспорно, заслуживает на более глубокое изучение, чем это предусмотрено программами. Новаторство – это именно то качество, которым обозначена поэзия В. Симоненко. Выражается оно не в поисках новых поэтических форм, жанров, средств образосоздания, а в самом содержании произведений, в широком, неподдельном интересе к внутреннему миру так называемого простого человека, в проникновении в его богатый внутренний мир, в понимании и художественном воспроизведении его человеческого достоинства, самоуважения, в понимании неповторимости каждой личности, права ее на уважение, любовь, на обычное человеческое счастье, на жизнь  и на добрую память.

Именно растоптанное в годы сталинского своеволия человеческое достоинство очищает от грязи, поднимает из болота В. Симоненко. Одним из его первейших стихотворений, которое произвело впечатление взрыва в стране, является стихотворение  «Ты знаешь, что ты – человек…» Будто бы ничего нового, не известного читателю и не говорит поэт. Но он способен перевернуть душу, принуждает задуматься над таким простым, и таким сложным вопросом:

  • Ты знаешь, что ты – человек?
  • Ты знаешь об этом или нет?
  • Улыбка твоя – одна,
  • Мучение твое – одно,
  • Глаза твои – одни.

А уже на этой основе, философской, ваялись стихи, до щемящей боли впечатляющие душу картины жизни простых людей. Дядя хорошо знает, что «красть плохо, куда уже хуже». И бедность, испытания пустыми трудоднями, толкают его на это. Василию небезразлично человеческое горе, он ищет его первопричины и показывает их людям. В поэзии Симоненко ни разу не употреблено слово Система, но ее зловещий призрак возникает между строк поэм. Этим и страшен был Симоненко партийно-бюрократическому аппарату, Системе, поэтому и старалась она заглушить голос поэта, травя его, не пуская произведения в свет, к людям. Поэзия Симоненко сама шла к ним, шла не со страниц книжек, которые должны были бы выйти и не выходили, а из уст в уста, из сердца в сердце… Голос поэта стал голосом народной совести, выразителем правды, надежды, веры народа. При этом, изображая злободневные грани жизни конкретных людей, конкретного времени, он силой поэтического таланта, образного обобщения поднял их до уровня общечеловеческих проблем и идеалов, приобщил к духовным достижениям мировой культуры.

Таким возникает Василий Симоненко и сегодня. Он – наш современник, который помогает искать пути в будущее, отстаивает правду простого человека, который начинает ощущать свою человеческую сущность, стоит на защите родной Украины, ее языка, культуры, ее национальной самобытности.

Родился Василий Андреевич Симоненко 8 января 1935 года в крестьянской семье в Биевцах Лубенского района на Полтавщине. Детство пришлось на годы войны, было трудным, голодным, рос Василий без отца, который оставил семью. От матери, Анны Федоровны и от деда Федора маленький мальчик получал первые уроки жизни, уроки доброты, любви, жажду знаний. Дед был неграмотным, не ходил в школу, но самостоятельно научился грамоте, много читал, рассказывал внуку о прошлом.  Писать мальчик начал еще в школьные годы, размещал стихи в школьной стенгазете. В 1952 году В. Симоненко поступил на факультет журналистики Киевского университета, где вместе с  ним учились Мушкетик, В. Шевчук, Т. Коломиец, В. Подпалин. По окончании университета Василий работает в газете «Черкасская правда», потом – в «Молодежи Черкащины», собственным корреспондентом «Рабочей газеты». Как журналист он смело вторгался в разные сферы жизни, резко подвергал критике проявления бюрократизма, невнимания к труженикам, теплым словом отзывался о добрых людях. Не потеряли своей ценности и на сегодня его статьи и отзывы на литературные произведения, кинофильмы, театральные спектакли. Интересны мысли поэта о народной художнице Екатерине Билокур.

Печатает В. Симоненко и стихи, но те его произведения, в которых поднимались острые проблемы того времени, высказывались глубочайшие мысли, на страницах партийно-комсомольськой печати, конечно же, не могли быть опубликованы. Да и те поэмы Симоненко, как и всех шестидесятников, которые были напечатаны, официальная критика, графоманы, которые занимали в союзнических органах высокие должности, всячески старались очернить, оболгать, предъявить обвинение их автору во всех грехах, начиная от формализма и заканчивая украинским буржуазным национализмом. И новое слово шестидесятников ломало искусственные преграды, как весенняя вода рвало плотины бюрократизма, шло между людьми, между жаждущей правды и красоты молодежи. Настоящие мастера художественного слова, те, кого мы по праву называем сегодня классиками нашей литературы – О. Гончар, М. Рыльский, П. Тычина, А. Малышко всячески поддерживали тех, в ком видели свою смену.

Событием в жизни В. Симоненко стало обсуждение его поэзии на творческом вечере в республиканском доме литераторов 8 января 1963 года. Председательствовал М. Рыльский, который высоко оценил творчество молодого поэта. Можно сказать, что вечер этот был этапным в творческой судьбе художника. Конечно, имя поэта уже было хорошо известно среди почитателей поэзии, молодежь восприняла его с открытым сердцем. Да и первый сборник «Тишина и гром» (1962) незадолго перед этим уже вышел в свет. Здесь, с высокой трибуны Союза писателей прозвучали такие стихи, как «Вор», «Монархи», «Черные от страдания мои ночи», и они были высоко оценены самим М. Рыльским, бесспорным авторитетом для молодой волны… Резонанс от того вечера был огромный, поэмы включались в машинописные сборнички, ими зачитывались, имя Симоненко было у многих на устах. Небольшая по объему книжечка стихов «Тишина и гром» прозвучала в самом деле как гром истинной поэзии среди серой тишины казенных певцов, которые рифмовали к каждому официальному событию или дате.

Уже в первом сборнике выразительно отобразились и содержательные направления поэзии В. Симоненко, и версификационные, ее особенности, и такая характерная «черта гражданского мужества, умение думать и говорить о главном, не минуя насущных проблем времени, всего того, чем живет и болеет наше общество» – как точно сказал С. Крижановский в послесловии. Интересный цикл, который и дал название всей книге – «Тишина и гром». Стихи этого цикла – это крепкий сплав любовных чувств, пейзажной лирики, философского осмысления бытия, природы, человека и общества.

  • Здравствуй, солнце, и здравствуй, ветер!
  • Здравствуй, свежесть нив!
  • Я воскрес, чтобы с вами жить
  • Под неистовством весенних ливней.
  • Пусть сомкнется тишина вокруг,
  • Но в сердце моем никогда
  • Не замолкнет весенний гром.
  • («Здравствуй, солнце, и здравствуй, ветер!»)

Страницы: 1 2

Понравилось сочинение » Василий Симоненко (1935-1963), тогда жми кнопку

  • Рубрика: Биографии писателей
  • Сочинение нашли по слову:

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Василий Симоненко (1935-1963).

    
    Наверх