«Великая земная любовь» лирики Ахматовой

20.04.2010

Благодаря ее великолепным стихам читатель по другому – более реалистично видит мир. Анна Ахматова в одном из своих стихотворений Ахматова назвала любовь необыкновенным “пятым временем года”, с помощью которого ею были замечены и остальные обыкновенные четыре.
Любящему человеку мир видится более прекрасным и счастливым, чувства обострены и напряжены . Все обычное преобразуется в необыкновенное.

Мир перед человек превращается в огромную силу, действительно достигая в ощущении жизни вершин. Постигается необыкновенная, дополнительная реальность: “Ведь звёзды были крупнее, Ведь пахли иначе травы”.

Именно любовь у Анны Ахматовой является основным центром, который сводит к себе весь остальной мир ее поэзии.
Однажды Герцен сказал, что женщина “загнана в любовь”,как о великой несправедливости в истории человечества о том. Да, действительно, вся ранняя лирика Ахматовой “загнана в любовь”.

В своих стихотворения Анна Ахматова использует огромное разнообразие эпитетов. Они рождаются из слитного восприятия мира. В мире, котором чувства материализуются, а предметы одухотворяются, глаз видит мир неотрывно от того, что слышит в нём ухо. “В страсти раскалённой добела”- скажет Ахматова. И она же увидит небо:

Жарко веет ветер душный,
Солнце руки обожгло.
Надо мною свод воздушный,
Словно синее стекло…

Не стоит думать о стихах поэта, как о фрагментарных зарисовках. Это не разрозненные психологические этюды. В них прослеживается острота взгляда, которая сопровождается остротой мысли. Ее стихотворение может начаться как непритязательная песенка, а закончиться, библейски:

Я на солнечном восходе
Про любовь пою,
На коленях в огороде
Лебеду полю.

Будет камень вместо хлеба
Мне наградой злой.
Надо мною только небо,
А со мною голос твой.

Очень часто в стихах Ахматовой личное, например, как “голос твой”, восходит к общему, сливаясь воедино. Тоска об ушедшем соотносится с картиной померкнувшего в этом состоянии мира.

Он весь сверкает и хрустит,
Обледенелый сад.
Ушедший от меня грустит,
Но нет пути назад.

И солнца бледный тусклый лик-
Лишь круглое окно;
Я тайно знаю, чей двойник
Приник к нему давно…

Любовь практически никогда не описывается в спокойном пребывании у Ахматовой.
Само по себе чувство всегда острое и необыкновенное. Оно приобретает дополнительную остроту и необычность, проявляясь в предельном кризисном выражении. Например, первой пробуждающей встречи или совершившегося разрыва, взлёта или падения, , смертельной опасности или смертной тоски.
Анна Ахматова больше всего любила писать лирические новеллы, необыкновенные баллады. Часто новеллы были с неожиданным, прихотливо капризным концом психологического сюжета. “Город сгинул”, “Новогодняя баллада”.

Город сгинул, последнего дома
Как живое взглянуло окно…
Это место совсем незнакомо,
Пахнет гарью, и в поле темно.

Но когда грозовую завесу
Нерешительный месяц рассёк,
Мы увидели: на гору, к лесу
Пробирался хромой человек.

Лирические стихи Ахматовой, часто грустны. Они, как бы несут особую стихию любви- жалости. В самых первых стихах Ахматовой порождалась не только любовь любовников. Эта любовь превращалась в другую, любовь- жалость, недаром есть в народном русском языке, в русской народной песне синоним слова “любить”- слово “жалеть”; “люблю”-“жалею”:

О нет, я не тебя любила,
Палима сладостным огнём,
Так объясни, какая сила
В печальном имени твоём.

Именно сопереживание, сострадание, сочувствие, в любви – жалости делает многие стихи Ахматовой подлинно народными, эпичными. Которые, роднят ее с близкими ей и любимымы ею некрасовскими стихами.
Любовь у Ахматовой в самой себе несёт возможность саморазвития. Раскрывается выход из мира замкнутой, эгоистической, камерной любви- страсти, любви- забавы к подлинно”великой земной любви” и больше- вселюбви, для людей и к людям.
Наверное все таки поэтому от самых первых стихов вошла в поэзию Ахматовой ещё одна любовь- к родной земле, к Родине, к России.

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: “Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну чёрный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид”.

Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

Ещё в 20-е годы Мандельштам написал: “…Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа 19-го века. Не было бы Ахматовой, не будь Толстого и “Анны Карениной”, Тургенева с “Дворянским гнездом”, всего Достоевского и отчасти даже Лескова.”

Столько просьб у любимой всегда!
У разлюбленной просьб не бывает.
Как я рада, что нынче вода
Под бесцветным ледком замирает.

И я стану- Христос помоги!-
На покров этот, светлый и ломкий,
А ты письма мои береги,
Чтобы нас рассудили потомки…

Не стоит считать, что любовь у Ахматовой это только любовь- счастье, тем более благополучие. Довольно часто это страдания, пытка, своеобразная анти любовь и мучительный, вплоть до распада, до прострации, излом души, болезненный, “декадентский”.
В ранних стихах Ахматовой этот образ такой “больной” любви был и образом больного предреволюционного времени 1910-х годов и образом больного и старого мира.

Дал Ты мне молодость трудную.
Сколько печали в пути.
Как же мне душу скудную
Богатой Тебе принести ?
Долгую песню, льстивая,
О славе поёт судьба.
Господи! я нерадивая,
Твоя скупая раба.
Ни розою, ни былинкою
Не буду в садах Отца.
Я дрожу над каждой соринкою,
Над каждым словом глупца.

В стихах 1917 года отвергается мысль не только о внешнем, скажем, отъезде из России, но и вероятность какой бы то ни было внутренней эмиграции по отношению к ней. “Замкнуло слух”- не от искушения, не от соблазна, а от скверны.
А в1922 года она писала:

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам,
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.

Подобное изложение не было эпизодическим, эмоциональным всплеском.
Строки стихотворения написанного в 1922 года стали эпиграфом к стихам 1961 года- “Родная земля”.
У Ахматовой любовь к Родине представляется как будет Родина, значит будет жизнь, дети, стихи. Если нет её, значит нет ничего:

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Анны Ахматовой обладает прекрасным свойством, которое основано на исконной национальной особенности- чувстве сопричастности миру, сопереживаемости с миром и ответственности перед ним: моя судьба- судьба страны, судьба народа- история.

Страницы: 1 2

Понравилось сочинение » «Великая земная любовь» лирики Ахматовой , тогда жми кнопку

  • Рубрика: Образцы сочинений по русской литературе 11 класс
  • Сочинение нашли по слову:

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: «Великая земная любовь» лирики Ахматовой.

    
    Наверх