Владимир Кириллович Винниченко (1880-1951)

12.02.2010

Владимир Кириллович Винниченко родился 28 июля 1880 года в Елисаветграде Херсонской губернии (теперь Кировоградская область) в робоче-крестьянской семье. От первого брака мать Винниченко имела трех детей: Андрея, Марию и Василия. От брака с Кириллом Винниченко родился лишь Владимир. В народной школе Владимир обратил на себя внимание незаурядными способностями, и учительница убедила родителей, чтобы продолжать образование ребенка.

Несмотря на тяжелое материальное положение семьи, по окончании школы мальчик был отдан в Елисаветградскую гимназию, но он не закончил ее, так как нужно было добывать какие-то средства на существование. И вдобавок в старших классах гимназии он был членом революционной организации, писал революционную поэму, за которую получил неделю «карцера», и, в конце концов, его исключили из гимназии. В 1900 году в Златополье Владимир экстерном сдал экзамены за среднюю школу. Несмотря на выразительное нежелание учителей выдать ученику аттестат зрелости, под нажимом директора гимназии способный юноша его получил. В следующем году он поступил на юридический факультет Киевского университета, где создал тайную студенческую революционную организацию «Студенческая община». Он был арестован как член местной организации Революционной Украинской Партии (РУП). Через несколько месяцев Винниченко выпустили «на поруки» из-за недостатка официальных доказательств в «преступлении», но исключили из университета и выселили из Киева без права жить в больших городах. В этом же году писатель отправил свой первый рассказ «Народный деятель» в «Литературно-научный вестник» в Галиции. Но тогда произведение не напечатали (это произошло значительно позднее – в 1906 году). В 1902 году  Винниченко заявил о себе как литератор: опубликовал произведение «Сила и красота» (со временем известный под названием «Красота и сила»).

Осенью, из-за  исключения из числа студентов, Владимира Винниченко лишили права на отсрочку военной службы и забрали в солдаты.  В 1918 году он был арестован гетманскими офицерами. Освобожден из-под ареста благодаря протесту украинской общественности. Мучительные раздумья Винниченко о разобщенности украинцев отразились в драме «Между двух сил» (1919г.). Винниченко разошелся во взглядах с большинством Директории и правительства, выехал за границу. В 1920 году Винниченко приехал на Украину, но в скором времени в последний раз оставил ее, отказавшись от сотрудничества в правительстве советской Украины. На протяжении 1924 – 1928 годов, «Рух» издал «Собрание сочинений» В. Винниченко в 23 томах. В 1930 – 1932 годах «Книгоспилка» подготовила в печать «Собрание сочинений» писателя в 28 томах, много рассказов и повестей на украинском и русском языках вышли в Киеве, Харькове, Москве, Ленинграде.

В сентябре 1933 года В. Винниченко написал открытое письмо к Политбюро КП (б),   в котором предъявил обвинение Сталину и Постышеву в голодоморе и массовых репрессиях против украинского народа. Это письмо вызвало резкое возражение на пленуме ЦК КП (б) в 1933 году. С этого времени творчество В. Винниченко было поддано гонениям: книги изъяты из библиотек и уничтожены, творчество перестало исследоваться литературоведами и изучаться в школе, имя писателя или замалчивалось, или при упоминаниях обливалось грязью и трактовалось не иначе как под тавром «буржуазного националиста». Годы войны подорвали уже ослабленное здоровье Винниченко. 6 марта 1951 г. писатель умер. Похоронен он на кладбище Мужена близ Канн во Франции. В. Винниченко написал свыше ста рассказов, пьес, сценариев, статей и памфлетов, историко-политический трактат «Возрождение наций», двухтомную этико-философскую работу «Конкордизм», тринадцать романов (один из них незавершенный). В. Винниченко-художник – яркая индивидуальность, в которой соединились черты переходных эпох –  от критического реализма до модернизма. Важное место во всем творческом заделе мастера занимает его драматургия, ведь пьесы В. Винниченко сыграли очень важную роль в становлении украинского театра. Винниченко-драматург сознавал, что украинский театр необходимо европеизировать – предоставить ему философской глубины, остроты морально-этических коллизий, сделать более динамичным действие.

Насколько это удалось, свидетельствует тот факт, что его пьесы заняли ведущее место в репертуарах «Молодого театра» Леся Курбаса, украинского театра Садовского и драматического театра им. И.Я. Франко. В последнем, на протяжении 1920 – 1921 годов шли пьесы «Грех», «Дисгармония», «Большой Молох», «Панна Призрак», «Певческие общества». Произведения драматурга были популярными не только в тогдашней Украине, но и за ее пределами. Известный литературовед Костюк отмечал, что с особым успехом в странах западной Европы шли драмы Винниченко «Черная Пантера и Белый Медведь», «Закон», «Вранье». Их тематика, как и тематика других произведений писателя и драматурга, была целиком традиционной – исследование человеческой личности, морально-психологическое испытание внутренних сил человека в борьбе за утверждение своего «я». Но интерпретация этих тем и морально-этические проблемы, которые возникали из произведений Винниченко, были новаторством в украинской литературе начала XX столетия. Пьесы Винниченко разрушали каноны сценического действа, которые лелеял этнографический, романтически-сентиментальный и водевильно-развлекательный украинский театр. Герои этих пьес стремились к независимости от кого-нибудь и чего-нибудь: гурьбы, морали, предписаний, условностей. Они стремились быть «честными с собой». Но, как отмечал сам Винниченко, никто из его героев не был по-настоящему «честным с собой», поскольку они лишь стремились к этому. Драмы Владимира Винниченко – это стихия, бунт, вызов самой жизни. Смелостью тематики (сознание и инстинкты, мораль, честь и измена) драматург часто, по мнению критики, выходил за рамки дозволенного.

 Руководствуясь своим известным принципом «честности с собой», как и знаменитым выражением Шопенгауера: «Философу, как и поэту, мораль не должна закрывать правды», автор поднимал занавес, проникал в самые потаенные уголки психологии и проводил эксперименты на человеческой душе. Героем его пьес стал новый общественный герой – двадцатое столетие, с его социальными конфликтами и моральными противоречиями. Но не следует думать, что поиски «правды жизни» и «новой морали» – новация драматурга в европейской драматургии, так как для произведений любого европейского писателя это было нормой. Показательной в этом плане является пьеса «Грех». Главная героиня – революционерка Мария Ляшковская считает, что в современном мире нет такого понятия, как «грех», что это пережитки «старого мира». Но на протяжении произведения она вынуждена изменить свою точку зрения. «Маленький грех» – измена товарищей-революционеров ради благородной цели: спасения из заключения возлюбленного мужчины приводит к неожиданным для нее последствиям: Мария попадает в зависимость к следователю, так как, боясь изобличения, вынуждена выполнять все его желания, выдавать по одному своих товарищей, обманывать друзей и самого возлюбленного, которые разыскивают предателя. Все это приводит к трагической развязке: доведенная до отчаяния, сознавая, что любимый Иван не поймет ее измены и не простит ее, Мария накладывает на себя руки, таким образом, совершив один из самых страшных христианских грехов. Итак, на протяжении произведения мы имеем возможность проследить весь «путь» духовного разрушения личности, задуматься над морально-философскими проблемами драмы, их актуальностью для настоящего времени.

Страницы: 1 2

Понравилось сочинение » Владимир Кириллович Винниченко (1880-1951), тогда жми кнопку

  • Рубрика: Биографии писателей
  • Сочинение нашли по слову:

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Владимир Кириллович Винниченко (1880-1951).

    
    Наверх