Вопросы религиозного самопознания в творчестве П. А. Флоренского

19.07.2011

Священник Павел Александрович Флоренский, выдающийся богослов, философ и ученый, родился 9 января 1982 года возле местечка Евлах Елисаветпольской губернии.

Детские годы П. А. Флоренского прошли в Тифлисе и Батуме.

В детстве он большую часть времени посвящал чтению, рисованию, фотографированию. «Почти все, что приобрел я в интеллектуальном отношении, получено не от школы, а скорее вопреки ей. Много дал мне отец лично» [1]. В это время он почти не занимался религией, так как семья была атеистичной и религия всячески притеснялась. Но в конце гимназического курса, летом 1899 г., Флоренский пережил духовный кризис: открывшаяся ограниченность и относительность физического знания поставила перед ним вопрос об Истине абсолютной и целостной. Именно тогда он сделал самостоятельный шаг к религиозному мировоззрению. В это время он хочет уйти в народ, прекратив учебу, под влиянием чтений Л. Н. Толстого, но, по настоянию родителей, продолжает образование и поступает на физико-математический факультет Московского Университета, где начинает писать научные и философские работы. Окончив его блестяще, П. А. Флоренский, поступает в 1904 году в Московскую Духовную Академию, где сложилось его мировоззрение и понимание духовности. Кандидатские сочинение П. А. Флоренского «О религиозной Истине» (1908), которое стало ядром магистерской диссертации (1912), и книга «Столп и утверждение Истины» (1914) были посвящены путям вхождения в православную Церковь. Оба произведения являются от начала до конца православными и высоко научными. За магистерскую диссертацию отец Павел награжден премиями митрополитов Московских Филарета и Макария.

В 1908 – 1919 годах отец Павел преподавал историю философии в Московской Духовной Академии. Его лекции пользовались огромным успехом. Достаточно сказать, что свободного места на его лекциях не было, а семинаристы ломились в аудиторию, набивая ее так, что иногда лектору приходилось пробиваться с трудом до кафедры. Тематика его лекций была весьма обширна: от истории философии и религии до проблем современной действительности.

В 1912 – 1917 отец Павел учреждает и становится редактором журнала «Богословский вестник», который стал органом высшей Церковной школы. «Вестник» самим положением своим призывал к неукоснительному служению церкви.

Рукоположенный в сан священника, в 1911 году отец Павел служил в домовом храме во имя равноапостольной Марии Магдалины Сергиево-Посадского приюта сестер милосердия Красного Креста.

Современников поражала глубина раскрытия дара священника в отце Павле. Протоиерей Сергий Булгаков вспоминал: «Однако все, что может быть сказано об исключительной научной одаренности отца Павла, как и об его самобытности, в силу которой он всегда имел слово свое, как некое откровение обо всем, является все-таки второстепенным и несущественным, если не знать в нем самого главного.

Духовным центром его личности, тем солнцем, которым освещались все его дары, было его священство. В. В. Розанов, который, однажды узнав отца Павла, затем не мог уже от него оторваться, как от источника жизни. Он священник. И это было именно так» [2].

Отец Павел производил впечатление необычайной «силы, себя знающей и собой владеющей» [3], которая заключалась в даре проникновения в суть вещей. Но это сила сдерживалась в общении с людьми «полной простотой, естественностью и всяческим отсутствием внутренней и внешней позы» [4].

Революция не явилась неожиданностью для Петра Александровича Флоренского. Более того, он много писал о духовном кризисе возрожденческой цивилизации, часто говорил о надвигающемся крушении России из-за потери духовных и национальных устоев.

Несмотря на отделение церкви от государства, на гонения, и даже физическое уничтожение, верующих, отец Павел в течение ряда лет продолжал церковную деятельность. Он не оставил чтения лекций. В Академии проводил духовные семинары и занятия. Он верил, «что нигилизм докажет свое ничтожество, всем надоест, вызовет ненависть к себе, и тогда сердца и умы, наголодавшись, обратятся к русской идее, к идее России, к святой Руси» [5].

Отец Павел в 18 – 20-х годах провел огромную работу по сохранению Троице-Сергиевой Лавры как памятника истории и культуры России. Наряду с этим П. А. Флоренский ведет огромную научную работу в области прикладной физики. Его книги «Диэлектрики и их техническое применение» (1924), «Карболит. Его производство и свойства (1928), «Курс электротехнического материаловедения» (1932) стали настоящим достоянием науки.

Проводившаяся в конце 20-х годов политика поголовного уничтожения верующих затронула и Павла Александровича. ОГПУ взяло его под стражу. Но никакого обвинения ему вынесено не было. Запретив жить в больших городах и научных центрах, П. А. Флоренского сослали в Нижний Новгород. Но по ходатайству влиятельных государственный деятелей, которые высоко ценили его талант, отец Павел был освобожден от ссылки и через полгода вернулся домой. В 1933 году он снова арестован и сослан уже на 10 лет в Сибирь за якобы участие в контрреволюционной организации, состоявшей из монархиствующих и кадетских элементов, попытавшихся создать республиканское правительство, опирающееся на Православную Церковь. В 1934 году он был переведен в Соловецкую тюрьму, где в 1935 году расстрелян за проведение контрреволюционной пропаганды (8 декабря).

П. А. Флоренский реабилитирован дважды (в 1958 и в 1959 годах) ввиду отсутствия доказательств виновности в антисоветской деятельности и за отсутствием состава преступления.

«Вопросы религиозного самопознания»

Так как в большей степени П. А. Флоренский был священником, чем ученым, то большинство его произведений посвящено религиозной теме. Одним из значительных сочинений этого плана является «Вопросы религиозного самопознания», которое состоит из частей, названных письмами. Раскрывая цель жизни христианина, отец Павел пишет: «Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего. Пост же и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело есть средства для стяжания Святого Духа Божьего» [6]. Решающим преимущественным испытанием веры является исследование таинств. «Таинства, по своей идее, — начатки обожения твари, очаги, из которых распространяется Божественное тепло» [7]. Раскрывая смысл отдельных таинств, П. А. Флоренский показывает, насколько они важны в жизни христианина и разоблачает, парирует высказывания возражателей. «Мы верим в истину христианства и потому уверены, что она выдержит всякое испытание, и не боимся за нее» [8], заключает отец Павел.

Для подтверждения слов о силе таинств, отец Павел приводит рассказ своего друга священника, который провел с одной девушкой таинство исповедания, а затем и причащения к вере, и показал, насколько сильно это изменило жизнь девушки. Во время исповедания оба испытывали особое чувство: «Сначала, даже когда она не произнесла еще ни слова, я почувствовал сильную-сильную тяжесть. Ту же тяжесть чувствовала на себе и девушка. Исповедь отразилась на всей ней, и она мгновенно как-то переродилась» [9].

Описывая дальнейшую переписку, завязавшуюся между священником и девушкой, автор подчеркивает, заостряет внимание на таинственных видениях, происходящих с обоими в одно и то же время. Получив впоследствии дневник девушки, священник пишет, что девушке свыше был дан «Дар христианства» [10], который всячески подавлялся ее родителями и родственниками. «Но сила Божья сильнее мирского отрицания христианства» [11], — пишет отец Б. Колеблющаяся девушка восклицает: «Господи! если Ты существуешь, укажи мне, что есть Истина, и дай мне возможность узнать ее. И явственно девушка слышит извне, со-вне откуда-то голос: «Или теперь, или никогда!» [12]. И этот голос привел ее в женский монастырь, где она и встретилась со священником, находящимся там проездом.

Страницы: 1 2 3

Понравилось сочинение » Вопросы религиозного самопознания в творчестве П. А. Флоренского, тогда жми кнопку

  • Рубрика: Образцы изложений по русской литературе

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Вопросы религиозного самопознания в творчестве П. А. Флоренского.

    
    Наверх