«Всемирная Драма» Кампоамора. Пересказ

25.06.2010

   Всемирная Драма написана в 1869 году; но, по нашему мнению, было бы своевременнее, если б она появилась двумя-тремя веками раньше,  так мало в ней общего с идеями и стремлениями нашего века. Эта драматическая поэма, как уже было упомянуто, делится на восемь дней и, подобно Божественной Комедии, Потерянному Раю, вся написана стихами. Много усиленного труда и времени взяла она y автора, но при этом едва ли способна удовлетворить даже самому невзыскательному вкусу современного человека. Повторяем, такое произведение могло бы иметь смысл для XVI или XVIИ столетий, но для нас, после философского движения XVIII века, оно уже является положительным анахронизмом, и относительный успех его возможен разве только в самом ограниченном кружке, все еще витающем в старых преданиях. Вообще, когда поэт намеренно отрешается от чувств и понятий своих современников, стремясь воссоздать в их воображении давно исчезнувшие образы, он рискует остаться в одиночестве, потому что не может возбудить ни интереса, ни симпатии в читателе.

   Первая часть драмы происходит в монастырском саду. Юная, прекрасная Соледада и влюбленный в нее Гонорий бездельно бродят в нем, отдавшись своим мечтам. Вдруг перед ними является Иисус Волхв, тот самый, что, по сказанию евангелиста Марка, последовал за Иисусом Христом, когда Он взят был под стражу и покинут своими учениками. Это апокрифическое лицо, избранное в драме орудием Божией воли, разсказывает между прочим, что после смерти Иисуса Христа ангелы соорудили гигантский мост от неба до земли, чтобы по нем восходило раскаяние людей и нисходило на них прощение.

   На берегу источника, именуемого Забвением, Гонорий сознается, что, побуждаемый чувством ревности и желанием безраздельно владеть любовью прекрасной Соледады, устранил с пути ее родного брата Палациана, заключив его в темницу.

   Любовь до такой степени обуяла все помыслы Гонория, что он уже не сознает своей вины, не чувствует ни раскаяния, ни угрызения совести, а, весь поглощенный своей страстью, об одном только и думает, одного желает  сохранить навеки обладание обожаемым существом. В этом стремлении он не знает границ и с каким-то неистовым увлечением молит обратить его в мрамор, чтобы не покидать могилы своей возлюбленной, если смерть похитит ее, оставаться, хотя бы немым, неподвижным, но вечным хранителем дорогого праха. Иисус Волхв не отверг возможности исполнения такой мольбы, но тут же предостерег Гонория, что своим безумным желанием он сам готовит себе невыразимые муки.

   Затем автор переносит нас на кладбище, где почиет Соледада, a над могилой ее стоит Гонорий, обращенный в статую. Но вот является Палациан, освободившись из тюрьмы; он полон скорби o той, что была невольной причиной его заточения, и горько оплакивает ее; при этом несчастный Гонорий, несмотря на свою метаморфозу, испытывает такие мучения ревности, что Иисус Волхв, сжалившись наконец над страдальцем, освобождает его из мраморных уз.

   Во второй день исполняется другое желание Гонория: он обращен в дерево,  в зеленый кипарис, осеняющий могилу Соледады, и надеется найти успокоение на этой новой ступени бытия; a между тем Соледада, видя с небесной высоты, как верна и беспредельна его любовь, помышляет сойти к нему на землю, но уже за одну эту мысль мгновенно подвергается изгнанию из обители праведных. Тогда она взывает к помощи Иисуса Волхва, и в ту же минуту разражается страшная гроза, преображенная в бурю и молнию, Соледада спускается над собственной могилой и развеивает свой прах, при чем из древесного ствола вырывается отчаянный крик, затем другая молния разбивает кипарис, и освобожденный Гонорий, не узнав своей возлюбленной, с проклятием бежит из этого мрачного убежища, где так долго жил и страдал.

   На третий день Гонорий поднимается еще ступенью выше в порядке мироздания: он обращен уже в одушевленное существо,  в могучего орла, и, по-прежнему верный своей невозможной любви, поет ей гимны, паря в воздушной вышине; потом спускается на то место, где была могила Соледады, и осыпает его цветами. A между тем, летая по поднебесью, он видит мир во всем разнообразии порока и зла: то открывается перед ним обширное царство лжи, обвивающей всю жизнь человеческую, то обнаруживаются скрытые во мраке, неведомые деяния, и орлиный взор его проникает в самую глубину сокровенных помыслов, в самые непроницаемые душевные тайники. Пользуясь такими данными, автор вводит в свою поэму несколько отрывочных драматических эпизодов и тем хоть отчасти приближает к действительности эту сплошную фантасмагорию; но вслед за тем она продолжается снова и уже с немногими, редкими проблесками жизненной правды. День заканчивается в соборе: Гонорий, привлеченный изображением Соледады, украшающим алтарь, все в том же образе орла врывается во внутренность храма и там производит пожар, желая раздуть сильнее священный огонь. Алтарь вспыхивает и обращается в пепел, a негодующий народ схватывает виновника, требуя, чтобы он был сожжен на костре. Во время совершающейся казни душа Гонория вылетает из пламени, но Соледада, движимая желанием спасти его, сама бросается на костер и выносит все муки, предназначенные ее возлюбленному.

   На четвертый день Гонорий уже является в образе молодого схимника, принявшаго пострижение от епископа Палациана, который нарек его прежним именем в честь своего брата, похищенного смертью, a при этом и собственная душа Гонория как будто слилась во едино с той, что жила когда-то в теле усопшего. Перед нами исповедальня: y ног молодого духовника склонилась женщина, откинув покрывало с своего прекрасного лица, и он содрогается при взгляде на нее, потому что узнает дорогие черты Соледады. Действительно, это она, т. е. душа ее, принявшая иную телесную форму. Явление повторяется несколько раз, и Гонорий то восторженно взывает к ней, то сомневается и снова теряет ее из вида. Наконец душа Соледады исчезает, a вместе с тем скрывается и женщина. Гонорий снова наедине с самим собой; погруженный в глубокую печаль, он берет бумагу и поверяет ей свои чувства и думы, излагая их стихами, в которых помимо его воли выражается чисто пантеистическое мировоззрение. Эти греховные стихи доходят потом до сведения Саламинскаго епископа, возмущенный ими, он решается предать молодого монаха суду инквизиции, и этот поступок становится причиной преждевременной смерти обоих: Гонорий умирает от отчаяния, a сам епископ от угрызений совести за свое невольное убийство. Затем они встречаются в загробной жизни и с укоризнами обвиняют друг друга.

   Тогда является Иисус Волхв, чтобы поведать им божественный приговор, повелевающий Палациану посвятить себя обращению грешников на путь истины, a Гонорию перенестись на ту планету, где беспечные и нерадивые искупают все пагубные ошибки своей минувшей жизни на земле; там он должен встретить мать свою Пасу, осужденную за то, что не воспитала сына в твердых правилах религии, и вместе с нею пройти по всем планетам, определенным для искупления более тяжких грехов. Палациан и Гонорий покорно идут исполнять свое назначение, a Соледада молится за обоих.

Страницы: 1 2

Понравилось сочинение » «Всемирная Драма» Кампоамора. Пересказ, тогда жми кнопку

  • Рубрика: Пересказы содержаний произведений

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: «Всемирная Драма» Кампоамора. Пересказ.

    
    Наверх