Зачем живет человек? (По повести В. Г. Распутина «Пожар»)

14.08.2011

Одна из серьезнейших социально-психологических проблем, которая решается современной литературой, состоит в правильности выбора героем места в жизни, точности определения им своей цели. Размышление о нашем современнике и его жизни, о его гражданском мужестве и нравственной позиции ведет в своих повестях один из самых талантливых писателей нашего времени Валентин Распутин. Повесть «Пожар» в творчестве В. Распутина занимает особое место. Велик ее идейно-нравственный и эстетический потенциал.

Повесть начинается с размышления главного героя Ивана Петровича о правде, совести, о тех основных «подпорках», на которых, по его мнению, держится жизнь человека. В этих произведениях душевная боль героя (и самого автора) за свою землю, нехозяйское, бездумное, потребительское отношение к ней многих людей. Что-то нарушилось в мире. Люди стали другими, какими-то равнодушными. Живут каждый для себя. И писатель не может об этом молчать.

Само название повести символично. Пожар это не только стихийное бедствие. Это и «пожар» в душах людей. Пламя выхватывает из тьмы не только мародерство, убийство, которое произошло в эту ночь, но и прошлое, сегодняшнее поселка Сосновка. Люди перестали быть хозяевами своей земли, своего селения. Не заботились об его благоустройстве.

«Мы почему, Иван, такие-то» спрашивает Анна Егоровна своего мужа на пожаре. Почему мы такие разобщенные. Почему среди нас процветает бесхозяйственность, воровство, пьянство, преступность! «Почему столько на свете не робей и причиндалов! И как получилось, что мы на их милость сдались, как получилось» спрашивает и автор.

Иван Петрович мучается, изводит себя душевно и физически. Герой сомневается, прав ли он, так как его никто не поддерживает. Он видит, что в прошлом «добро и зло отличались, имели собственный четкий образ, а теперь границы стерлись. Добро и зло перемешались. Добро превратилось в слабость, зло в силу. Что такое теперь хороший или плохой человек. Раньше человека оценивали по его душевным жестам, по способности или неспособности чувствовать чужое страдание. А сейчас уже тот хороший человек, кто не делает зла, кто без спроса ни во что не вмешивается. В результате мерилом хорошего человека стало «удобное положение между добром и злом, постоянная и уравновешенная температура души». Люди раньше выдерживали испытания стихийными бедствиями, войной, голодом, потому что были все вместе. А сейчас испытание сытостью, разобщенностью оказалось еще труднее.

Мысли об этом не дают Ивану Петровичу покоя. Выход из тупика видим в рассуждениях героя о четырех «подпорках жизни»: в чувстве дома с семьей; в чувстве солидарности с людьми, «с кем правишь праздники и будни»; в чувстве работы, с которой дается ощущение единства с людьми; в чувстве отечества, земли, на которой стоит твои дом, если все это есть, человек счастлив и «весь превращается в ответ на чей-то зов, душа его выстраивается и начинает вольно звучать».

Повесть В. Распутина заставляет задуматься нас над многими вопросами современной жизни: зачем человек живет, в чем причина нравственной деградации людей и что делать, чтобы устранить эти явления. Поэтому произведения В. Распутина еще долго не утратят свой актуальности и будут волновать не одно поколение читателей.

Трудно найти в истории литературы произведение, в котором не осмысливались бы проблемы духа и нравственности, не отстаивались бы морально-этические ценности. Творчество нашего современника Валентина Распутина не составляет в этой связи исключения. Я люблю все книги этого писателя, но особенно меня потрясла повесть Пожар, опубликованная во времена перестройки.

Событийная основа повести проста: в поселке Сосновка загорелись склады. Кто спасает из пожара народное добро, а кто тянет, что можно, для себя. То, как ведут себя люди в экстремальной ситуации, служит толчком к тягостным раздумьям главного героя повести шофера Ивана Петровича Егорова, в котором Распутин воплотил народный характер правдолюбца, страдающего при виде разрушения вековой нравственной основы бытия.

Иван Петрович ищет ответы на вопросы, которые подбрасывает ему окружающая действительность. Почему все перевернулось с ног на голову.. Было не положено, не принято, стало положено и принято, было нельзя стало можно, считалось за позор, за смертный грех почитается за ловкость и доблесть. Как современно звучат эти слова! Ведь и в наши дни, спустя шестнадцать лет после публикации произведения, забвение элементарных нравственных принципов является не позором, а умением жить.

Иван Петрович законом своей жизни сделал правило жить по совести, ему больно, что при пожаре однорукий Савелий тащит в свою баньку мешки с мукой, а дружные ребята архаровцы перво-наперво хватают ящики с водкой.

Но герой не только страдает, он пытается найти причину этого нравственного оскудения. При этом главным является разрушение вековых традиций русского народа: разучились пахать и сеять, привыкли только брать, вырубать, разрушать.

Во всех произведениях В. Распутина особую роль играет образ Дома (именно с заглавной буквы): дом старухи Анны, куда съезжаются ее дети, изба Гуськовых, которая не принимает дезертира, дом Дарьи, уходящий под воду. У жителей Сосновки этого нет, а сам поселок словно временное пристанище: Неуютный и неопрятный… бивачного типа… словно кочевали с места на место, остановились переждать непогоду, да так и застряли…. Отсутствие Дома лишает людей жизненной основы, добра, тепла.

Иван Петрович размышляет о своем месте в окружающем мире, ибо…нет ничего проще, как заблудиться в себе. Героями Распутина становятся люди, которые живут по законам нравственности: Егоров, дядя Миша Хампо, ценой своей жизни отстоявший нравственную заповедь не укради. В 1986 году Распутин, словно предвидя будущее, говорил об общественной активности человека, способного повлиять на духовную атмосферу общества.

Одной из важных в повести является проблема добра и зла. И вновь я была поражена провидческим талантом писателя, заявившего: Добро в чистом виде превратилось в слабость, зло в силу. Из нашей жизни ведь тоже ушло понятие добрый человек, мы разучились оценивать личность по ее способности чувствовать чужое страдание, сопереживать. В повести звучит один из вечных русских вопросов: Что делать. Но на него нет ответа. Герой, решивший уйти из Сосновки, не находит успокоения. Финал повести невозможно читать без волнения: Идет по весенней земле маленький заблудившийся человек, отчаявшийся найти свой дом…

    Молчит, не то встречая, не то провожая его, земля. Молчит земля. Что ты есть, молчаливая наша земля, доколе молчишь ты И разве молчишь ты.

Русский писатель Валентин Распутин с гражданской прямотой поднял самые насущные проблемы времени, затронул самые болевые его точки. Само название Пожар приобретает характер метафоры, несущей идею нравственного неблагополучия. Распутин убедительно доказал, что нравственная ущербность отдельного человека неизбежно приводит к разрушению основ жизни народа. В этом и заключена для меня жестокая правда повести Валентина Распутина.

Происходящее мы видим глазами местного жителя, старожила Ивана Петровича. Хороший работник и рачительный хозяин, он никак не может понять, почему пришлые люди так небрежно относятся к своему делу, к земле, на которой живут и работают. Если рубят лес, то так, чтобы после них уже ничего и никогда не выросло, если строят, то так, что неприятно смотреть, а не то чтобы жить. Теперь, пожалуй, не доискаться, как и с чего произошло раздольное житье-бытье… Нет, не сразу, как переехали, пошло боковым ходом. Конечно, новая работа сказалась: валить лес, только валить и валить… Потом все перемешалось… принялись селиться люди легкие, не обзаводящиеся ни хозяйством, ни даже огородишком, знающие одну дорогу в магазин, и чтоб поесть, и чтоб время от работы до работы скоротать. Сначала от работы до работы, а потом и работу прихватывая…

Страницы: 1 2

Понравилось сочинение » Зачем живет человек? (По повести В. Г. Распутина «Пожар»), тогда жми кнопку

  • Рубрика: Творческие сочинения по русской литературе для 9 класса

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Зачем живет человек? (По повести В. Г. Распутина «Пожар»).

    
    Наверх