Задания по теме «Основные принципы организации радио- и телевизионной речи»

13.04.2010

Цель практических занятий – обсудить свойственные личностно и социально ориентированному общению принципы организации речи; использовать указанные принципы при подготовке радио- или телевизионного выступления.

В заданиях по теме «Основные принципы организации радио- и телевизионной речи» используются следующие термины:

Благозвучие речи – одно из требований культуры звучащей речи, в соответствии с которым в речевом потоке звуки должны быть подобраны так, чтобы речь была легко произносимой и в то же время отчетливой. В публичном выступлении, особенно в радио- и телевизионной речи, необходимо избегать навязчивого повторения одинаковых и сходных звуков, стечения многих согласных или столкновения гласных, употребления неблагозвучных словоформ, труднопроизносимых сочетаний звуков при соединении слов. Неудачная фонетическая организация речи, затрудненная артикуляция мешают восприятию материала на слух, отвлекают внимание слушателя от содержания высказывания.

Личностно ориентированное общение— ориентация общения на особенности личности определенного человека, существенные для адекватного общения с ним, процесс целенаправленного воздействия на формирование и изменение отдельной личности или ее поведения. Основными принципами организации речи в личностно ориентированном общении являются разговорность, диалогизация, интимизация.

Принцип диалогизации — принцип организации речи в личностно ориентированном общении, предполагающий использование вопросно-ответного комплекса (пары вопрос-ответ); прямое и непрямое обращение к собеседнику; оценку факта или события, о котором говорится.

Принцип интимшации — принцип организации речи, направленный на снижение официальности общения, создания атмосферы непринужденности, предполагающий использование разговорной экспрессивной лексики и фразеологии, лексических образных средств и синтаксических средств выразительности, неправильного порядка слов в предложении (инверсия), риторических вопросов, высказываний с вводными словами и предложениями.

Принцип разговорности — принцип организации речи в личностно ориентированном общении, предполагающий ограничение длины и сложности словосочетаний и предложений, отсутствие причастных и деепричастных оборотов, интонационное выделение наиболее важных слов, использование бытовой лексики, просторечий, диалектизмов.

•          25.1. В приводимом ниже отрывке из выступления академика Д.С. Лихачева в телепередаче «Телевизионное знакомство» выделите приемы, придающие его речи характер разговорной, диалогичной. Использован ли в этом отрывке принцип интимизации речи?

Вопрос   ведущего: Вы считаете, что реально спасти культуру?

Д.С. Лихачев: Если мы все за это примемся дружно. И не одна нация, не один народ, а весь мир. XXI век должен быть веком гуманитарной культуры, либо мы пропадем… Понимаете, ведь дело дойдет до того, что изобретут карманную атомную бомбу, и один человек может, сможет терроризировать не только какую-нибудь страну, но и весь земной шар. Отсутствие духовной культуры ведет к агрессивности, к страшной. Ведь мы стали агрессивными. Человечество стало агрессивным. Не один народ — все! И мне биолог говорил, что это неизвестно почему происходит. То же самое в животном мире. То есть хищники развиваются больше, чем нехищные виды животных. Сейчас, скажем, идет страшная экспансия чаек. Чайка — это хищное животное. И они уже становятся сухопутными… животными, птицами. Они живут на помойках на всяких. Так вот, если мы не будем агрессивными, тогда перед нами открыто будущее. Если все пойдет так, как идет сейчас, и гуманитарная культура не будет развиваться, разовьется агрессивность – и мы тоже будем, как чайки, жить на помойках…

•          25.2. Составьте список слов и фразеологических оборотов, которые позволяют, на ваш взгляд, придать публичной речи большую камерность, интимность.

•          25.3, Опираясь на рекомендации специалистов относительно способов улучшения восприятия выступлений по радио или телевидению, отредактируйте предлагаемый ниже текст:

Обучение предпринимателей в высшей школе

На современном этапе развития российского общества предпринимательство становится актуальным как вид деятельности, наиболее адекватный новой формирующейся системе общественных отношений и открывающий возможности для максимальной самореализации. Возникает немало проблем, связанных с возрождением и развитием отечественного предпринимательства. Отсутствие образца для идентификации молодых поколений со слоем предпринимателей приводит к кризису идентичности: люди не знают, как им быть предпринимателями.

Исследования показывают, что современные российские предприниматели, в особенности молодые, не имеют специальных знаний в области коммерческой деятельности. Это вполне объяснимо, так как профессиональная школа в нашей стране никогда не занималась подготовкой предпринимателей. Как показывают исследования, проведенные на факультете бизнеса и менеджмента Чувашского ГУ, среди основных субъективных трудностей, мешающих активно заниматься предпринимательством, 67,5% выборки отметили недостаток знаний, 52,5% — отсутствие способностей и 22,5% чувствуют свою неуверенность втом, что смогут творчески, с инициативой решать эти проблемы. Отсюда перед высшей школой стоит важная проблема — дать молодежи знания, которые позволят ей уверенно чувствовать себя на рынке труда, повысить свою конкурентоспособность и приобрести чувство уверенности в своих силах.

Управление подготовкой специалистов должно вестись как с учетом ценностей самого человека, так и ценностей общества. В соответствии с этим эффективность подготовки специалиста в высшей школе немыслима без учета ценност-но-мотивационных особенностей личности студента, его потребностей и интересов. Особенно наглядно это проявляется при подготовке предпринимателей.

D 25.4. Ниже приводится отрывок из радиопередачи Петербургского радио (ее начало), состоявшейся в один из воскресных дней. Оцените, насколько удачным является представление и развитие темы передачи ее участниками, соблюдены ли в ней такие принципы социально ориентированной коммуникации, как информативность, ясность и точность.

Первыйвы ступающий: Сегодня мы проводим круглый стол по проблеме студенческой книги. Безусловно, проблема эта стоит во всех регионах России, и Петербург здесь не является исключением. Нет нужды обсуждать роль книги, роль ее общеизвестна, и, наверное, без хорошей сопутствующей учебной книги, без полноценных знаний, которые она отражает, наверное, не может быть сегодня ни современного студента, ни современного специалиста.

Второй выступающий: Да, действительно, это так. Наша ассоциация всерьез обеспокоена сегодняшней ситуацией. Дело в том, что финансовый кризис диктует новые условия существования вузам. Руководство институтов и университетов в настоящее время больше обеспокоено содержанием зданий, оплатой за коммунальные услуги, деньги идут на эти цели.

Третий   выступающий: То есть книга уходит на второй план.

Второй выступающий: Да, я сказал бы, не столько книга уходит на второй план, сколько обеспечение учебного процесса литературой. Исчезло понятие финансирования издательской деятельности вуза из средств госбюджета.

Страницы: 1 2

Понравилось сочинение » Задания по теме «Основные принципы организации радио- и телевизионной речи», тогда жми кнопку

  • Рубрика: Теория русской литературы

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Задания по теме «Основные принципы организации радио- и телевизионной речи».

    
    Наверх