Занятие, посвященное знакомству с детскими фортепианными сочинениями К. Дебюсси и М. Равеля

6.05.2010

Проанализировав самостоятельные детские музыкальные циклы К. Дебюсси и М. Равеля и ознакомившись с разбором их музыки в музыковедческой (специальной и популярной) литературе, а также в методических разработках мы попытались использовать пьесы “Детского уголка” и “Матушки -гусыни” на уроках музыки в качестве материала для слушания. Ведущая цель, которую мы преследовали – в доступной для детского восприятия форме осуществить первое знакомство школьников с музыкальным импрессионизмом, с творческой манерой композиторов. В связи с этим не случайным оказался выбор сочинений посвященных детской тематике: она во многом способствует более успешному достижению цели уроков. В дальнейшей работе мы попытались выйти на обобщающую характеристику музыкального импрессионизма.

Несколько первых уроков были посвящены музыке “Детского уголка” К. Дебюсси. В виду достаточной сложности и непривычности для школьников музыкального языка этого произведения, основной формой работы была беседа. Вот один из ее вариантов: Учитель – Сегодня я хочу познакомить вас с крупнейшим композитором конца XIX начала XX вв. его имя – Клод Дебюсси. Мы обратимся к одному из его фортепианных произведении, которое называется “Детский уголок”. Как вы думаете, о чем может рассказать нам музыка с таким названием?

Дети – Об играх, детях, игрушках.

Учитель – Действительно, музыка расскажет нам о добром мире светлой фантазии, который окружает человека в детстве.

К. Дебюсси посвятил это произведение своей маленькой четырехлетней дочери Эмме. В семье ее ласково называли Шушу. Девочка была очень веселой, подвижной, и, не как все дети, любила играть со своими игрушками. Когда родители брали ее с собой в цирк или маленький кукольный театр, Шушу хохотала от забавных гримас кукол и клоунов, танцевавших модные тогда танцы. Вернувшись домой, она разыгрывала целые сценки с обитателями своего детского уголка. В этом маленьком театре Шушу заставляла страдать и смеяться, петь и танцевать своих любимых кукол и зверушек.

Композитор К. Дебюсси, наблюдая это, решил нарисовать звуками некоторые эпизоды из жизни своей маленькой дочери, так и появилось произведение, с которым мы будем знакомиться “Детский уголок” она включает шесть разнохарактерных пьес. Каждая из них имеет свое название, за которым скрывается ее герой. Все вместе пьесы составляют особую форму сюиту. Слово “Сюита” французское, оно означает “ряд”, “последовательность”. В музыке – это обычно несколько пьес объединенных общим названием. В “Детском уголке” мы как раз встречаем форму сюиты. Сейчас прозвучит одна из пьес произведения. Что вы услышите во время звучания музыки? Постарайтесь описать картины, образы, которые у вас возникнут. (Звучит колыбельная слона”) .

Дети – Мне представляется плюшевый медведь, потому что музыка звучит в низком регистре.

- Я представила себе слона – в начале, пьеса играется на низких нотах, но мелодия мягкая, нежная, слегка неуклюжая. В музыке слышны шаги слона, его неповоротливость.

Учитель – Действительно, герой этой пьесы – слон. Но ведь мы говорили, что в музыке композитор изобразил эпизод из жизни игрушек.

Что же происходит в этой пьесе с игрушечным слоном?

Дети – Ночью, когда все спят, слон оживает и медленно ходит по дому.

- Я думаю, что слон лежит в кровати и мечтает.

Учитель – Ваши предложения очень близки к истине, но чтобы проверить насколько точно вы угадали, каким показал игрушечного слона сам композитор, предлагаю вам спеть мелодию пьесы. Подумайте, в какой обстановке могла бы звучать такая музыка что можно под нее делать?

(пение мелодии в среднем регистре на звук “а”) Дети – под эту музыку можно укачивать ребенка. Она похожа на колыбельную. В этой мелодии есть черты всех колыбельных: медленный темп, мягкие убаюкивающие интонации.

Учитель – Верно, жанр этой пьесы колыбельная, но все ли в ней обычно, традиционно, как мы привыкли слышать в колыбельных песнях?

Дети – Обычно колыбельные песни написаны в среднем или высоком регистре, а здесь низкие регистры, потому, что это колыбельная для слоненка.

Учитель – Правильно, композитор назвал пьесу не просто “Колыбельная”, а “Колыбельная Джимбо” – так звали игрушечного слоненка Шушу. В музыке Дебюсси мы слышим, как мама слониха поет ему колыбельную. А для кого исполняется следующая пьеса.

(слушание пьесы “Серенада кукле”) Дети – Мне кажется, что эта песня поется для птичек, так мелодия напоминает птичье пенье.

- Я услышала звуки гитары, и представила себе красивую куклу, для которой кавалер поет и играет на гитаре.

Учитель – Верно, эта пьеса представляет именно такую сценку. И называется она “Серенада кукле”. Кто из вас знает, что такое серенада?

Дети – Это песня, которую пел рыцарь под окном своей возлюбленной.

Всеренаде рыцарь воспевает свою Даму Сердца, поэтому музыка обычно взволнованная.

Учитель – Верно. А можно ли серенаду, которую мы послушали назвать любовной песней?

Дети – Нет нельзя, потому что любовная песня должна быть немного грустной, взволнованной, а это – подпрыгивающая, веселая, танцевальная.

Учитель – Правильно, по характеру эта музыка совсем не похожа на серенаду, но почему тогда композитор так назвал ее?

Дети – Я думаю, что в этой пьесе композитор изобразил, как Эмма играет со своими куклами в театр, и игрушечный рыцарь поет красивой кукле серенаду. Все – и актеры, и зрители веселы и довольны.

Учитель – Я с вами согласна, и мне кажется, что К. Дебюсси сочинил эту пьесу, наблюдая подобную сценку в играх дочери.

А какие впечатления могли вдохновить композитора на создание этого произведения?

(слушание пьесы “Снег танцует”) Дети – Дождь, похожии на падающие капли.

- Мне представился темный парк, и с деревьев опадают, кружась, листья.

- Я представила прекрасные, легкие снежинки, блестящие в свете уличных фонарей. Они водят в воздухе хороводы, а потом плавно опускаются на землю.

Учитель – Эта пьеса называется “Снег танцует”. Ее музыка передает кружение, своеобразный танец снежинок. Какое настроение он навевает?

Дети – Тоски, грусти, одиночества.

Учитель – Композитор изобразил просто зимний пейзаж?

Дети – Нет, композитор на фоне танцующего снега показал чувства, которые вызывает у него танец.

Учитель – Сейчас мы послушаем еще один танец.

(слушание пьесы “Кукольный кэк-уок”) Дети – Этот танец похож на эстрадный. У него неровный ритм, а интонация напоминает джаз.

Учитель – Можно ли представить себе взрослых людей, танцующих под эту музыку?

Дети – Нет, потому что музыка суетливая, игрушечная, носит шутовской характер.

Страницы: 1 2

Понравилось сочинение » Занятие, посвященное знакомству с детскими фортепианными сочинениями К. Дебюсси и М. Равеля, тогда жми кнопку

  • Рубрика: Русский язык. Методика изучения

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Занятие, посвященное знакомству с детскими фортепианными сочинениями К. Дебюсси и М. Равеля.

    
    Наверх