Жанровая природа и основной конфликт драмы А. Н. Островского «Гроза»

20.07.2011



А. Н. Островский ввел в русскую литературу новый жанр комедии — «очерковой» по композиции и «физиологической» по стилю. Основное внимание драматурга на протяжении всего творческого пути было сосредоточено на раскрытии быта и нравов купечества. При этом высшим критерием творчества он считал реализм и народность, а главной особенностью русской литературы — ее обличительный характер.



Островский начал свой творческий путь как сатирик. И в этой области сделал немало великих открытий, создав бессмертные комедии, такие как «Свои люди — сочтемся!», «Бедность не порок», «Доходное место» и другие. Но самым значительным произведением писателя, в котором с наибольшей силой нашли отражение его взгляды, стала драма «Гроза». В ней автор вскрывает природу и истоки семейно-бытового конфликта в купеческой среде. Но драматическое течение конфликта и его решительная трагическая развязка выводят произведение за рамки комедийного жанра. Так, Н. А. Добролюбов писал, что в «Грозе» взаимные отношения самодурства и безгласности доведены до самых трагических последствий, а о самом Островском говорил как о писателе с «глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и ярко существенные ее стороны».



Автор «Грозы» назвал свое произведение драмой. Однако по особенностям основного конфликта оно является социально-бытовой трагедией. Как в типичной трагедии, главная героиня пьесы переживает неразрешимое противоречие между своим действительным положением в обществе и своими мечтами, стремлениями, которые находят выражение в ее жизненных идеалах.



В своей пьесе Островский раскрывает сложные и противоречивые отношения, господствовавшие в обществе того времени, показывает жестокие и трагические последствия этих отношений. Кроме того, он выводит на первый план зарождающиеся в душах прогрессивных молодых людей стремления к лучшей, справедливой и свободной жизни. Героиня произведения, воспитанная в патриархально-купеческих условиях, закреплявших авторитет религии и домостроевскую мораль (в первую очередь — беспрекословную покорность и супружескую верность), осмеливается бросить вызов устоям общества. Все дело в том, что детство Катерины проходило в атмосфере любви и покоя, где она «жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле». Это способствовало развитию в ее душе мечтательности и романтических стремлений. Однако, выйдя замуж, она попадает в совершенно чужие для нее условия: злая, деспотичная свекровь, недалекий и нелюбимый муж, гнетущая атмосфера, где все делается не от души, а «из-под неволи». И она нарушает моральный закон ради чувства. Страстно влюбившись в Бориса — образованного молодого человека с приличными манерами, — она решается бежать из дома.



Островский ярко раскрывает трагическую борьбу, которая происходит при этом в душе девушки. С одной стороны, глубокое и искреннее чувство к Борису, с другой — такое же искреннее сознание своего долга как замужней женщины. Все же традиции и религиозно осознаваемый закон супружеской верности берут верх, и Катерина подчиняется им. Но здесь основной конфликт приобретает еще большую силу и драматичность. Катерина не может жить в «рабстве», не в силах терпеть гнет и унижение. Чувство человеческого достоинства, развившееся у нее на основе романтических стремлений, оказывается сильнее рабской покорности, которой требуют от нее патриархальные формы жизни. Она стремится любой ценой вырваться из ненавистной ей домостроевской тюрьмы и снова преступает моральный закон. Но уже не для того, чтобы соединиться с любимым, а для того, чтобы обрести нравственную свободу. Однако цена за эту свободу оказывается слишком велика — это жизнь. Создав социально-бытовую трагедию, Островский нисколько не отступал от тех эстетических норм, которые нашел еще в ранних своих комедиях. Однако в «Грозе» он еще больше разработал и обогатил их. Живописные русские пейзажи, народные песни, характерные бытовые подробности народной жизни усиливают национальную краску пьесы. А разворачивающиеся в узком кругу массовые и бытовые сцены придают конфликту глубокое идейное содержание. Кроме того, прогрессивное по своему идейному содержанию произведение раскрепощает общественное сознание от устаревших норм и устоев, освященных традицией и религией, открывает светлые горизонты, внушает стремление к новым идеалам.



Благодаря особенностям содержания и формы, «Гроза» стала совершенно новым, еще более высоким, чем все предыдущие произведения писателя, достижением; «самым решительным произведением», основанном на трагедийном конфликте. В пьесе в наибольшей степени раскрылась и сатирическая мощь автора, и его Умение изображать правду жизни, воплощенную в художественно



совершенных образах, и стремление к утверждению возникающих в жизни прогрессивных тенденций. Высочайшее реалистическое мастерство писателя удивительным образом сочетается здесь с простотой и доступностью изложения, что и обеспечило произведению вечную, нестареющую ценность и славу.

«Гроза» выделяется как главное, этапное произведение драматурга. «Гроза» должна была войти в сборник «Ночи на Волге», задуманный автором во время поездки по России 1856 года, организованной морским министерством. Правда, Островский затем изменил свое решение и не объединил, как предполагал вначале, цикл «волжских» пьес общим заглавием. «Гроза» вышла отдельной книгой в 1859 году. За время работы над ней Островского пьеса претерпела большие изменения — автор ввел ряд новых действующих лиц, но главное — Островский изменил свой первоначальный замысел и решил написать не комедию, а драму. Однако сила социального конфликта в «Грозе» настолько велика, что о пьесе можно говорить даже не как о драме, а как о трагедии. Существуют аргументы в защиту того и другого мнения, поэтому жанр пьесы трудно определить однозначно.

Безусловно, пьеса написана на социально-бытовую тему: для нее характерны особое внимание автора к изображению деталей быта, стремление предельно точно передать атмосферу города Калинова, его «жестокие нравы». Вымышленный город описан подробно, многосторонне. Немаловажную роль играет пейзажный зачин, но здесь сразу же видно противоречие: Ку-лигин говорит о красоте заречных далей, высокого волжского обрыва. «Нешто», — возражает ему Кудряш. Картины ночного гулянья по бульвару, песни, живописная природа, рассказы Катерины о детстве — это поэзия калиновского мира, которая сталкивается с повседневной жестокостью жителей, рассказами о «бедности нагольной». О прошлом калиновцы сохранили лишь смутные предания — Литва «к нам с неба упала», новости из большого мира им приносит странница Феклуша. Несомненно, такое внимание автора к деталям быта персонажей дает возможность говорить о драме как о жанре пьесы «Гроза».

Еще одна черта, характерная для драмы и присутствующая в пьесе, — наличие цепочки внутрисемейных конфликтов. Сначала это конфликт между невесткой и свекровью за запорами ворот дома, потом об этом конфликте узнает весь город, и из бытового он перерастает в социальный. Свойственное драме выражение кодфликта в поступках и словах героев ярче всего показано в монологах и диалогах действующих лиц. Так, о жизни Катерины до замужества мы узнаем из разговора молодой Кабановой с Варварой: Катерина жила, «ни об чем не тужила», словно «птичка на воле», проводя весь день в удовольствиях и домашних делах. Мы ничего не знаем о первой встрече Катерины и Бориса, о том, как зародилась их любовь. В своей статье Н. А. Добролюбов считал недостаточное «развитие страсти» существенным упущением, говорил о том, что именно поэтому «борьба страсти и долга» для нас обозначается «не вполне ясно и сильно». Но этот факт не противоречит законам драмы.

Страницы: 1 2

Понравилось сочинение » Жанровая природа и основной конфликт драмы А. Н. Островского «Гроза», тогда жми кнопку

  • Рубрика: Школьные сочинения по русской литературе

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Жанровая природа и основной конфликт драмы А. Н. Островского «Гроза».

    
    Наверх