Значимость военных и мирных эпизодов романа. Значение образа Наполеона

21.06.2011

«Война и мир» — пожалуй, самое масштабное произведение в мировой литературе XIX века. События большого исторического масштаба, жизнь общая, а не частная, составляют основу ее содержания. В романе-эпопее раскрыт исторический процесс, достигнут необычайно широкий охват русской жизни во всех ее слоях. Поэтому так велико в «Войне и мире» число действующих лиц, в частности персонажей из народной среды. Толстой показал в своем произведении историю народа и путь лучших представителей дворянского класса к народу, что является идейно художественным стержнем романа.

Для "исторического повествования Толстого одинаково важны и война, и мир, и грандиозные сражения, и такие бытовые картины, как именинный обед, святочное катание. Но в общей концепции романа мир противопоставлен войне, потому что содержание и потребность мира — труд и счастье, свободное проявление личности, а содержание и потребность войны — разобщение людей, разрушение, смерть и горе.

Рассказать правду о войне, замечает сам Толстой в «Войне и мире», очень трудно. Его новаторство заключается в том, что он первый открыл подлинную героику войны, представил войну как будничное дело и одновременно как испытание душевных сил человека. И неизбежно случилось так, что носителями подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие, как капитан Тушин или Тимо-хин, забытые историей генералы Дохтуров и Комовницын, никогда не говоривший о своих подвигах Кутузов. Толстой считал, что для художника, взявшегося описывать исторические события, нет и не может быть героев, а должны быть люди. Подойдя с этой меркой к деятелям 1812 года, он прославляет Кутузова и развенчивает Наполеона.

Наполеон — единственный образ в эпопее, обрисованный с долей сатиры. Почему же Толстой дает волю сарказму? Для него Наполеон — это прежде всего агрессор, претендующий на мировое господство. Он смешон и нелеп в своем убеждении, что история движется его волей, что все люди не могут на него не молиться.

Первая наша встреча с Наполеоном происходит 12 июня 1812 года — в день, когда он приказал своим войскам переходить реку Неман и тем самым начал войну с Россией. На первый взгляд это настоящий герой, любимец народа: «Войска знали о присутствии императора, искали его глазами,.и когда находили на горе перед палаткой отделившуюся от свиты фигуру в сюртуке и шляпе, они кидали вверх шапки, кричали: «Да здравствует император!»

Но уже через несколько строк Наполеон предстанет совершенно другим, человеком, для которого жизнь другого человека ничего не значит. Когда польский уланский полковник, спросил позволения переплыть реку, не отыскивая брода, Наполеон не посчитал нужным отказаться от этого безумного поступка преданных ему людей.

Он «не был недоволен этим излишним усердием». Ауланы гордились тем, что они плывут и тонут «под взглядом человека, сидевшего на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали». Большинство из них прибились назад к этому берегу и продолжали кричать: «Виват!», но Наполеона уже не было, его больше не инте-ресовало это «представление» и уж тем более ему было все равно, сколько человек погибло, выражая ему свою восторженную преданность.

Все это не нравится Толстому — более того, это возмущает его. Наполеон допус-кает, чтобы люди бессмысленно погибали из преданности ему. Наполеон позволил себе привыкнуть к мысли, что он — почти божество: «Для него было не ново убеждение в том, что присутствие его на всех концах мира, от Африки до степей Московии, одинаково поражает и повергает людей в безумные самозабвения». Наполеон совершенно уверен в том, что он может и должен вершить судьбы других людей, обрекать их на гибель, делать их счастливыми или несчастными.

Такое понимание власти, по мнению Толстого, всегда приводит к преступлению, всегда несет зло, поэтому он ставит перед собой задачу развенчать Наполеона, разрушить легенду о его необыкновенности. Для Толстого Наполеон прежде всего — воплощение войны, а война есть «противное человеческому разуму и человеческой природе событие».

Пьер Безухов — один из любимых героев Толстого. Жизнь Пьера — это путь открытий и разочарований, путь кризисный и во многом драматический. Пьер — натура эмоциональная. Он умен, любит предаваться мечтательному философствованию, исключительно добр и рассеян, одновременно его отличают слабость воли, отсутствие инициативы. Главная черта героя — искание успокоения души, согласия с самим собой, поиски жизни, которая гармонировала бы с потребностями сердца и приносила бы моральное удовлетворение.

Впервые мы встречаемся с Пьером в гостиной Анны Ше-рер. Писатель обращает наше внимание на облик вошедшего: массивный, толстый молодой человек с умным и вместе робким, наблюдательным и естественным взглядом, что отличало его от всех в этой гостиной. Именно таким изображен Пьер на рисунке П. Боклевского: иллюстратор подчеркивает в портрете героя те же черты, что и Толстой. А если вспомнить работы Д. Шмаринова, то в них больше передано душевное состояние Пьера в тот или иной момент: иллюстрации этого художника помогают глубже понять персонаж, яснее уловить его духовный рост. Постоянный портретный признак — массивная, толстая фигура Пьера Безухова, она может быть в зависимости от обстоятельств то неуклюжей, то сильной, может выражать и растерянность, и гнев, и доброту, и бешенство. Иначе говоря, у Толстого постоянная художественная деталь каждый раз обрастает новыми, добавочными оттенками. И улыбка у Пьера не такая, как у других… Когда приходила улыбка, у него вдруг мгновенно исчезало серьезное лицо и являлось другое — детское, доброе.

В Пьере постоянно идет борьба духовного с чувственным, внутренняя, нравственная сущность героя противоречит образу его жизни. С одной стороны, он полон благородных, свободолюбивых помыслов, истоки которых восходят к эпохе Просвещения и французской революции. Пьер — поклонник Руссо, Монтескье, увлекших его идеями всеобщего равенства и перевоспитания человека. С другой стороны, Пьер участвует в кутежах в компании Анатоля Курагина, и здесь в нем проявляется то разгульно-барское начало, воплощением которого был когда-то его отец, екатерининский вельможа, граф Безухов. Чувственное сначала одерживает верх над духовным: он женится на светской красавице Элен. Это одна из важных вех в жизни героя. Но Пьер все больше осознает, что настоящей семьи у него нет, что жена его — безнравственная женщина. В нем растет недовольство, но не другими, а самим собой. Именно так и бывает с подлинно нравственными людьми. За свою неустроенность они считают возможным казнить только самих себя. Взрыв происходит на обеде в честь Багратиона. Пьер вызывает на дуэль Долохова, оскорбившего его. Но во время дуэли, увидев лежащего на снегу раненного им противника, Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова: «Глупс. глупо! Смерть… ложь…». «Глупо» и «ложь» — это опять относится только к нему самому.

Страницы: 1 2

Понравилось сочинение » Значимость военных и мирных эпизодов романа. Значение образа Наполеона, тогда жми кнопку

  • Рубрика: Образцы сочинений по русской литературе 10 класс

  • Самые популярные статьи:



    Домашнее задание на тему: Значимость военных и мирных эпизодов романа. Значение образа Наполеона.

    
    Наверх